Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - щедрин феодосий федорович

Щедрин феодосий федорович

— профессор скульптуры Императорской Академии Художеств, выдающийся ваятель; брат Семена Федоровича Щедрина, родился в 1751 г., умер 19 января 1825 г.; отец его был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, и мальчик первоначальной грамоте учился в полковой "счетной комиссии для обучения письма", о чем он упоминает в своем прошении, поданном им в Академию Художеств 26 января 1764 г., т. е. когда ему не было даже полных 13-ти лет, с просьбой принять его в число казенных воспитанников Академии; просьба его была уважена. В 1769 г. он получил за исполнение барельефа по заданной программе первую серебряную медаль, в следующем 1770 г. за барельеф же "Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира" был удостоен малой золотой медали и в 1772 г. награжден большой золотой медалью за исполнение двух сюжетов: "Греческий философ Кирилл, показывающий великому князю Владимиру, по изъяснении разных вер, завесу с изображением Страшного Суда" (академическая задача 1771 г.) и "Великий князь Изяслав Мстиславич раненый, которого собственные воины намерены были убить" (по задаче 1772 г.). Выдающиеся успехи Щ. в композиции и лепке побудили Академию оставить его по окончании курса пенсионером и в 1773 г. командировать его за границу. По странной ошибке Щ. был послан сначала во Флоренцию, где в то время не было ни академии, ни художников, в Рим же, куда собственно и отправлялись молодые художники, он попал только в августе 1774 г., да и то пробыл там не более полугода, так как вскоре получил строгий приказ от русской Академии оставить Италию и ехать в Париж. В Риме Щ. вылепил недурную статую "Аполлона, вынимающего стрелу из колчана". Переехав в марте 1775 г. в Париж, он под руководством профессора Габриэля Аллегрена занялся работой над "академической фигурой" и, как он выражается в одном из писем, еще "над чем-то круглым" по собственному эскизу. Это "нечто круглое" оказалось действительно круглой фигурой фауна Марсиаса, за которую парижская академия в конце 1776 г. присудила Щ. вторую золотую медаль. Из письма лица, знавшего в это время Щ. лично, видно, что Аллегрен был очень доволен успехами и "горячностью" своего ученика и сам просил русскую Академию о продлении ему срока заграничной командировки. Время, когда Щ. возвратился в Россию, остается в точности не известным — вероятнее всего, произошло это в конце 1789 г., когда Потемкин потребовал у президента Академии Бецкого избрать Федота Ивановича Шубина в адъюнкт-ректоры и профессоры скульптуры, т. е. на должности, которые при поддержке своего влиятельного в Академии брата, Семена Федоровича, надеялся занять Щ. Хотя Потемкин никакого прямого отношения к Академии не имел, но тягаться с его не знавшим границ могуществом было нелегко. Однако сторонники Щ., и во главе их его брат, решились на это, стараясь всячески оттянуть время окончательного решения вопроса. 1-го или 2-го мая 1790 г. в совете Академии поступило от Щ. любопытное прошение, в котором он между прочим пишет: "...Воспитанный в оной Академии и иждивением ее наученный скульптурному искусству, прилагал я доныне все мое тщание стать достойным питомцем столь достославного училища. Произведения мои как здесь, так и в чужих краях Имп. Академии Художеств частию уже известны; а стяжал ли я через них уважение публики, оставляю просвещенному суду художников. Много лет в уединении трудился я достигнуть только совершенства в звании моем и никогда не искал ни почестей, ни наград... Но ныне уведомился, что г-н академик Ф. И. Шубин требует от Академии, дабы оная приобщила его к сословию своему в звании адъюнкт-ректора или старшего профессора, представляя в побудительные тому причины: давность его бытности скульптором и первенство из учеников Академии, не прилагая же никаких трудов своих на суждение... А как всякому благомыслящему известно, что награды и почести дарованиям раздаются не по древности лет, не по первенству звания, ниже по пристрастию к личным достоинствам, но по мере знания, трудов и произведений ума и тщания человеческого, то для, не яко пришелец и чужеземец, но как питомец и ученик Академии, поставлю себе в должность оказать ревность мою стать с ним, г-ном Шубиным, в состязание и, представив труды мои, всепокорнейше просить, дабы Академия рассмотрела оные и, сравнив их с произведениями г-на Шубина, отдала справедливость достойнейшему из нас и потому достойнейшего же избрала бы в профессоры или адъюнкт-ректоры". Возможно, что общее собрание Академии, созванное для решения этого вопроса тогда же, отдало бы предпочтение Щ., даже вполне основательно, так как он, хотя и не имел звания академика, все же превосходил своего противника по сделанным до тех пор работам. Но слухи о приезде Потемкина заставили сторонников Щ. отложить собрание на неопределенное время. Между тем Шубин в 1791 г. исполнил великолепную статую Екатерины II, производившую фурор на празднике Потемкина, и это обстоятельство заставило сторонников Щ. вновь и вновь откладывать решение вопроса, дав возможность своему кандидату исполнить какую-либо новую работу, так как все предыдущие не могли уже идти в сравнение с произведением Шубина. Вложив весь свой талант и свои знания, Щ. в 1793 г. наконец окончил действительно выдающееся произведение — статую "Венеры, вышедшей из воды". Шансы противников вновь почти сравнялись, и 21 октября 1794 г. наконец состоялось торжественное собрание и состязание Щ. с Шубиным. Как ни влиятелен был в Академии брат Щ., но совершенно провалить Шубина ему все же не удалось; результатом собрания было признание профессорами обоих соперников, а в следующем 1795 г. их обоих, опять-таки вместе и в один день (22 марта), удостоили звания членов совета. Пережив своего соперника, Щ. в последние пять лет своей жизни состоял адъюнкт-ректором Академии. Из его произведений, кроме упомянутой уже статуи "Венеры", приобретенной в 1797 г. императором Павлом І и находящейся доныне в Гатчинском дворце, следует назвать еще колоссальные бюсты Румянцева-Задунайского и Потемкина-Таврического, группу "Сирен" и статую "Реки", находящуюся в числе фигур, украшающих собой Самсоновскую террасу в Петергофском саду; в Академии Художеств находятся его "Спящий Эндимион", "Фаун с Вакханкой", "Диана" и "Венера", а в Зимнем дворце — статуя "Нарцисса"; наконец, его резцу принадлежит несколько фигур из числа украшающих биржу, адмиралтейство и Казанский собор в Петербурге. Особенно заслуживает внимания его большой барельеф внутри Казанского собора — "Ведение Спасителя к месту распятия". Во всех работах Щ. обнаруживается богатое воображение, значительные познания по анатомии и своеобразная манера, в которой видны следы, с одной стороны, тщательного изучения классиков, и с другой — внимательного наблюдения природы.

П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. СПб. Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I (СПб., 1864 г.), стр. 98, 124, 127, 130, 131, 185, 304, 333, 334, 340, 357, 358, 375, 437, 474, 479, 488, 497, 500, 515, 524, 525, 539; т. II (СПб., 1865 г.), стр. 18, 41, 96, 122,123, 203 и прим. 17 к I т. — Некрологи: "Журнал изящных Искусств", 1825 г., кн. I, стр. 87; "Московские Ведомости", 1826 г., № 22, стр. 830; "Северная Пчела", 1825 г., № 9. — "Памятник искусств". — Указатель находящихся в Имп. Академии Художеств произведений (СПб., 1843 г.). — Энциклопедический словарь Брокгауза, полутом 79 (СПб., 1904), стр. 51. — Д. А. Ровинский, "Словарь русских граверов", прил., стр. 261. — Nagler, "Neues allgemein. Künstler-Lexikon", Bd. 15 (München, 1845), s. 157.

H. Сербов.

{Половцов}



Щедрин, Феодосий Федорович

проф. скульптуры в Ак. худ., ректор академии; † 19 янв. 1825 г., на 76 г. жизни.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое щедрин феодосий федорович
Значение слова щедрин феодосий федорович
Что означает щедрин феодосий федорович
Толкование слова щедрин феодосий федорович
Определение термина щедрин феодосий федорович
schedrin feodosiy fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):