Большая биографическая энциклопедия - щербатской федор ипполитович
Щербатской федор ипполитович
(р. 1866) — крупнейший в настоящее время специалист по буддийской философии и один из крупнейших специалистов по индийской философии и индианистике вообще. Член Академии наук СССР с 1918, почетный член Азиатского общества в Лондоне и др. В 1900 после командировки в Монголию, где благодаря превосходному знанию тибетского языка он широко использовал монастырские буддийские библиотеки для работ по буддийской философии, Щ. окончательно определил для себя специальную область индианистики, которую выбрал после серьезных занятий по теории индийской поэтики ("Теория поэзии в Индии", 1902), индийской грамматике и издания исторической поэмы ("Ueber das Haiheyendracarita des Harikavi", 1900). Он остановился на философии, считая, что в ней "центр высших достижений" Индии в области умственной. Большие богатства Азиатского музея Академик наук тибетской буддийской литературой обратили внимание Щ. на буддийскую философию, причем в связи со своими занятиями логикой и теорией познания он начал с известного трактата по буддийской логике Дармакирти; независимо от переиздания текста Щ. дал обильно комментированный перевод, т. к. для своей работы выдвинул принцип, что понимание памятника на чужом языке дается настоящим образом лишь при помощи перевода.
Щербатской напечатал ряд работ по буддийской и индийской философии, кроме изданий текстов в академической серии (Bibliotheca. Buddhica). Главнейшие: "Логика в древней Индии", СПб, 1902; "Буддийский философ о единобожии", СПб, 1904; "Теория познания и логика поучению позднейших буддистов", ч. 1 — Учебник логики Дармакирти, СПб, 1903, то же, ч. 2 — Учение о восприятии и умозаключении, СПб, 1909; "Учение о категорическом императиве у брахманов", П., 1918; "The Conception of Buddhist nirvana", Л., 1927; "Buddhist Logic", v. I—II, Л., 1930—32. В 1910 Щербатскому удалось быть и работать в Индии и укрепиться во всегда им защищаемом представлении о том, что глубоко неверно утверждение, будто индийская культура — продукт мечтателей, лишенных исторических представлений. Щ. блестяще доказывает во всех своих работах, как логично и точно работает мысль индийских ученых, отражающих в своих учениях социально-классовые отношения на различных периодах истории своей страны. В Индии имя его и труды пользуются широкой известностью.
Лит.: Список трудов Щ. до 1918 и подробные сведения о его научной деятельности см. в "Записке", напечатанной в "Известиях Росс. акад. наук", П., 1918, стр. 1713—1724. Дальнейшие сведения в ежегодных отчетах Академии наук.
C. Олmденбург.
Щербатской, Федор Ипполитович
[19.09(01.10).1866 — 18.03.1942] — исследователь буддийской филос. Род. в Кельце (Польша), где в то время служил его отец. Окончил Царскосельскую гимназию (1884) и ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1889). Был оставлен в ун-те для подготовки к профессуре по индологии, командирован в Вену для дальнейшего совершенствования знаний. Вернулся в Россию в 1893. Позднее выезжал в Бонн для изучения буддийской филос. В 1900 стал приват-доц. кафедры санскритологии. В 1910 совершил путешествие в Индию. В 1918 избран действ. чл. Росс. академии наук. В 1928—1937 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры. Место смерти — Боровое, Акмолинской обл. Всемирная известность пришла к Щ. благодаря его иссл. теории познания и логики буддизма, изложенным в труде "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов", к-рый был опубликован в 2-х частях в 1903—1909. В 1923 в Лондоне на англ. яз. вышел в свет его труд "Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма”", выяснявший истинный смысл "дхармы" как ключевого термина буддийской филос. Щ. разработал периодизацию развития буддиского мировоззрения, осуществил сравнительный анализ буддийской, античной и европ. логики, показал связь первой с теорией познания буддизма, заложил основы сравнительных иссл. инд. и европ. филос. Большой науч. заслугой Щ. является экспликация важнейших категорий буддийской филос— "дхармы" и "нирваны". По мнению Щ., "понятие о дхарме — центр. пункт буддийского учения. В свете этого понятия буддизм раскрывается как метафиз. теория, развившаяся из одного осн. принципа — идеи, что бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Эти элементы под термином dharma имеют соответствующее значение, данное им лишь в этой системе. Буддизм соответственно м.б. охарактеризован как система радикального плюрализма... Нравственное учение о пути к конечному освобождению не является чем-то добавочным или чуждым этому онтол. учению, оно тесно связано с ним и действительно однородно с ним". ("Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма”". С.169—170). Исследуя буддийскую концепцию нирваны, Щ. доказал существенные различия в понимании нирванического состояния в разных школах буддизма, сумел вскрыть интересные параллели между инд. и европ. методами филос. познания бесконечных объектов (бога, нирваны, мира, сознания). Исследуя традицию буддийской логики, Щ. пришел к выводу, что она "не принимала ничего, кроме изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в нирване. Согласно буддистам, реальность является динамичной, а не статичной, но, с др. стороны, реальность представляется в логике как нечто, стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики — объяснение отношения между динамичной реальностью и статичными конструкциями мысли" ("Буддийская логика". С.55).
Соч.: Логика в Древней Индии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1902. Т. 14. Вып.3; Буддийский философ о единобожии // Там же. 1904. Т.16. Вып.1; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1—2. СПб., 1903—1909; Учение о категорическом императиве у брахманов // Сборник музея антропологии и этнографии при Росс. академии наук. Пг., 1918. Т.5. Вып.1; Философское учение буддизма. Пг., 1919; К истории материализма в Индии // Восточные записки Ленингр. ин-та живых восточных языков. 1927. Т.1; Buddhist logic. V. 1—2. Leningrad, 1930—1932; Избранные труды по буддизму. М., 1988; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч.1. "Учебник логики" Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. СПб., 1995; Ч.2. Источники и пределы познания. СПб.,
1995.
А.В.Иванов
Щербатской, Федор Ипполитович
Род. 1866, ум. 1942. Востоковед, индолог и тибетолог. Автор труда "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" и др. С 1918 г. действительный член РАН, с 1925 г. — АН СССР.
Большая биографическая энциклопедия
2009