Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - щирский иннокентий

Щирский иннокентий

в миру Иоанн (Iean Szczyrsky) — черниговский гравер на меди; впоследствии монах (1697 г.) Киево-Печерской лавры и строитель Любечского монастыря. Он был вызван из Чернигова вместе с Тарасевичем, гравировавшим портрет царевны Софии Алексеевны. Резцу Щ. принадлежат следующие гравюры: 1) аллегорическая гравюра с изображением царей Иоанна, Петра и царевны-правительницы Софьи Алексеевны, приложенная к книге Лазаря Барановича: "Благодать и Истина Иисус Христос бысть, егда от Него... Иоанн Алексеевич... и Петр Алексеевич... поставлены суть царе. Чернигов, 1683 г." (хранится в галерее Петра Великого); 2) тезис Обедовского, большая картина, гравированная на двух досках резцом (один экземпляр ее хранится в С.-Петербургской Публичной Библиотеке, а другой в монастыре св. Саввы, близ Иерусалима); 3) архангел Михаил, с мечом в правой руке (поясной); 4) поклонение царей; Иоасаф царевич подносит Христу скипетр и корону. Гравюра эта была вклеена в "Букварь" Истомина, принадлежавший Г. Большакову (около 1850 г.); 5) картина, гравированная резцом: вверху Св. Троица, ниже — апостол Петр, слева и справа от него надписи; внизу — Паллада (хранится в библиотеке Киево-Софийского собора); 6) Петр I, гравюра, посвященная ректору Киевской духовной академии Прокопию Котожикскому (1700 г., находится в библиотеке Киево-Софийского собора), и 7) Самойлович И. С., малороссийский гетман, изображен в рост с заступом в руках, на одной доске вместе с кн. В. В. Голицыным (1690 г.).

Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов". — Его же, "Подробный словарь русских граверов". — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899 г., выпуск 5, стр. 379—380.

M. A.

{Половцов}



Щирский, Иннокентий

(Szirski); черниговский гравер на меди, впоследствии монах (1697) Киево-Печерской лавры и строитель Любечского монастыря [При кафедре монастыря сохранилась Постная Триодь с надписью: "Сию книгу надалем я до монастыря преп. Антония Любецкаго Иоасаф Кроковский Архимандрит Печерский и Монастыря Пустынного Киевского Игумен за отпущение грехов своих року 1697 Дек. 8 д. на прошение честного Монаха Иннокентия Щирского, строителя тоя обители" (см. Милорадович: "Любечь... родина препод. Антония Печерского, М. 1871"; 8º, 22).]. Он был вызван из Чернигова вместе с Тарасевичем, гравировавшим портрет царевны Софьи Алексеевны.

1. Для книги Лазаря Барановича: "Благодать и истина Иисус Христос бысть егда от него Иоанн Алексеевич... и Петр Алексеевич... поставлени суть Царе. Чернигов 1683"; fol.; большая гравюра; на ней изображены триумфальные ворота в семь колонн; над ними Христос, и по сторонам его цари Иоанн (слева) и Петр (справа) Алексеевичи. Над Христом Богородица в рост, с крыльями; под воротами орел; вдали город (Чернигов); впереди, с каждой стороны, воин, преследующий турок. С каждой стороны гравюры, по бокам, изображен один из царевичей, в сопровождении царевны и патриарха. Внизу подпись: "Ioannus Szczyerski sculp.". 17.9 х 13.6. (Галерея Петра Великого Переп. 3.)

2. 1691 г. Тезис Обедовского — большая картина, гравированная на двух досках, резцом. На верхней доске помещен большой двуглавый орел; на груди его изображение в. кн. Владимира: "якw юрел покры Гнездо свое и на Птенцы своя вожделе..." На нижней доске, в средине, большое клеймо неправильной формы, оставленное без надписи. По сторонам сидят на тронах, в царских облачениях, цари Иоанн и Петр, a в средине, тоже на тронах, сидят греческие цари: "црь василии — црь аркади — ц***рь онории — црь константин". Между Аркадием и Гонорием порожнее клеймо; в повыше, в клейме, окруженном лавровым венком, воин на коне, поражающий копьем дракона: "Сей изыде да покорит луну под ноги своя и роги грешника хулящаго на ц***рей н***ших державу сломлет". Вдали виден Киев, нагорная часть и Подол; справа всадник, с поднятой саблей, гонит бегущих татар; еще правее видна крепость. Слева, под навесом сидят за большим столом малороссийские старшины; позади их стоят казаки; еще правее производится межевание: два человека копьем разделяют землю, — один, в боярском наряде, указывает им; еще двое стоят сбоку, a поодаль человек с заступом зарывает каменный межевой столб, который другой, стоя на коленях, поддерживает обеими руками. Надпись в левой стороне картины: "Conclusiones Theologicae | уставления Бгословская. Defendita publico ***Almo Collegio Serenissimae Orthodoxorum Rosicae Imperatorii Maiestatis a Theologis et Philosophie Atheneti Ejusdem Kiiowiensi Anno Dei et Hominis Christi 1691 diebus mensis Augusti". Внизу, под большим пустым клеймом, y нижнего борта гравюры, подпись: "Innocentius Szczyrsky sculpsit Kiioviae".

Мне известны два экземпляра этой гравюры; один из них, отпечатанный на шелковой материи, находится в С.-Пбг. публ. библ. (подарен туда А.Ф. Бычковым), a другой на бумаге, в монастыре Св. Саввы (Марсаба), что близ Иерусалима. Этот последний наклеен на холсте и вывешен в монастырской трапезе, где я и видел его в 1873 году в очень плохом состоянии.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое щирский иннокентий
Значение слова щирский иннокентий
Что означает щирский иннокентий
Толкование слова щирский иннокентий
Определение термина щирский иннокентий
schirskiy innokentiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):