Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - селлий адам бурхард

Селлий адам бурхард

(в монашестве Никодим) — род. в Тондере, в датской провинции Шлезвиг, первоначальное образование получил на родине, а затем учился в немецких университетах: сперва он занимался медициной, но скоро отдался изучению богословия, слушая курсы профессора Йенского университета, Иоганна Франциска Буддея, и под его влиянием стал относиться скептически к лютеранству, что и обнаружилось, когда он, после изучения философии и словесных наук, возвратился в Данию и вступил в прения с протестантскими богословами. Около 1722 г. С. приехал в Петербург и определился учителем латинского языка в школу, устроенную Феофаном Прокоповичем при Карповском Новгородском подворье. В 1725 г. он переселился в Москву, где также был учителем, но скоро возвратился в Петербург и "жил при Академии Наук". В 1736 году С. становится учителем вновь открывшейся при Александро-Невской лавре семинарии, а в 1741 г. переходит на должность секретаря к гр. Лестоку. Но скоро он оставляет эту службу и поселяется в Александро-Невской лавре, а в 1744 г. переходит в православие, причем, по указанию митрополита Евгения, принял имя Нестора "из уважения к первому русскому летописцу", по свидетельству же "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии", назван Никоном в честь патриарха, собирателя русских летописей. Через год С. постригся, а в 1746 г. скончался и погребен в Александро-Невской лавре. С. имеет несомненно важное значение в развитии русской исторической науки своими библиографическими трудами, которые начались с самого его приезда в Россию. Научившись русскому языку, он стал заниматься летописями, являясь сотрудником Байера. Он делал выписки из русских материалов, как печатных, так и рукописных, а также и из иностранных сочинений, касавшихся России. Первой его работой была книга, изданная в Ревеле в 1736 г.: Schediasma Litterarium de Scriptoribus, qui Historiam Politico-Ecclesiasticam Rossiae illustrarunt, переведенная на русский язык уже в XIX в. и напечатанная в переводе в Москве в 1815 г. Здесь перечислены произведения 164 писателей русских и иностранных (исключая византийских и средневековых латинских), что-либо сообщавших о России. Другое латинское сочинение С. по общей истории России "Историческое Зерцало Российских Государей" от Рюрика до императрицы Елизаветы, написанное в стихах, есть нечто вроде учебника, с приложением хронологических и генеалогических таблиц; в оригинале издано не было, а после его смерти переведено на русский язык Амвросием (учителем Александро-Невской семинарии, впоследствии архиепископом Московским) и Гавриилом (впоследствии митрополитом Киевским) и посвящено императрице Елизавете Петровне.

Историческим панегириком являются изданные в 1835 г. В. Н. Олиным "Стихи на единодержавие и кончину Петра Великого", тоже переведенные Амвросием и Гавриилом. "Зерцало" было напечатано в первой части "Древней Российской Вивлиофики", изд. 1773 г., а в XVI ч. — 2-го издания. Важнейший труд С. есть "De Rossorum Hierarchia", подлинник которого от архимандрита Амвросия достался Н. Н. Бантыш-Каменскому, а последним передан в Московский архив Министерства иностранных дел. Сочинение состоит из пяти книг: в первой, вошедшей целиком в состав "Истории российской иерархии", заключаются общие сведения о русской иерархии, а в остальных частные по всем епархиям, о иерархах, соборах церковных, о монастырях, училищах, святых, мучениках и пр., причем под каждой статьей находятся обстоятельные указания источников.

По указанию митрополита Евгения, в Московском архиве иностранной коллегии есть еще подлинный С. "Словарь всех чудотворных Богородничных икон" и несколько записок, принадлежащих к истории о монастырях Российских; а в библиотеке С.-Петербургской Александро-Невской Академии находится собственноручная недоконченная С., однако же, книга вчерне под названием: "Bibliotheca-Medico-Chirurgica". Так же находятся собственноручные его "Записки путешествий по немецким землям". Эти записки на языках немецком, латинском и датском совсем не исследованы. Их С. вместе с выписками из печатных и письменных книг просил арх. Амвросия сжечь, но эта просьба не была исполнена и Амвросий, "все его записки переплетши в книги числом больше пятнадцати, поставил в той же Александро-Невской Училищной библиотеке, где оные и доныне обретаются. Между ними находится много таких старинных, хотя и простонародных тетрадок, коих в других местах сыскать трудно".

Новиков, "Опыт исторического словаря о Российских писателях". — Евгений, митр., "Словарь истор. о писателях дух. чина", т. II. — "Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии", вып. V, стр. 160 и сл., СПб., 1876 г.

А. Бороздин.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое селлий адам бурхард
Значение слова селлий адам бурхард
Что означает селлий адам бурхард
Толкование слова селлий адам бурхард
Определение термина селлий адам бурхард
selliy adam burhard это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):