Большая биографическая энциклопедия - семенов юрий иванович
Семенов юрий иванович
(р. 05.09.1929) — спец. по филос. истории, этнологии, истории первобытного об-ва, теории познания; канд. филос. наук, д-р ист. наук, проф. Род. в Свердловске. Окончил ист. ф-т Красноярского пед. ин-та (1951), отделение филос. курсов преп. обществ. наук при Уральском ун-те (1952). С 1952 — ст. преп., доц. Красноярского пед. ин-та, с 1962 — зав. кафедрой филос.
Ряз. мед. ин-та, с 1967 — проф., с 1980 — зав., с 1984 — проф. кафедры филос. Моск. физ.-тех. ин-та. В 1968—1970 — ст. н. с. сектора методол. истории Ин-та всеобщей истории. С 1972 — ст., вед., гл. н. с. Ин-та этнографии (с 1990 — Ин-т этнологии и антропологии). Канд. дисс. — "Возникновение и основные этапы развития труда" (1956). В качестве докт. дисс. защищена монография "Возникновение человеческого общества" (Красноярск, 1962).
Проф. по кафедре филос. (1964). С. создал свою концепцию социогенеза и предложил оригинальное решение проблем происхождения производства, соц.-экон. и иных обществ. отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Разработал схему эволюции семейно-брачных отношений, в к-рой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивид, брака.
Предложил новую периодизацию первобытной истории. Особо была выделена эра становления человека и об-ва (праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн. лет. Оставшийся период был подразделен на эпохи раннего первобытного (первобытно-ком.), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) об-ва.
Разработал теорию первобытной экономики и проследил логику развития соц.-экон. отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения политарного ("азиатского") способа производства. Выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил свое решение проблемы становления частной собственности, классов и гос-ва.
Выделил 6 осн. типов предклассового об-ва и показал многообразие путей и вариантов перехода к классовому об-ву. Создал концепцию политарного ("восточного") об-ва, в частности, выделил два осн. его вида и три его варианта. Разработал концепцию собственности вообще и частной собственности в особенности. Подразделил последнюю по одному признаку на полную и верховную, по др.
— на персональную, групповую и общеклассовую. Разработал понятие "обществ.-экон. уклад" и раскрыл его значение для анализа соц.-экон. строя об-ва. Проанализировал понятие "производительные силы" и выявил еще два, кроме прогресса техники, способа повышения уровня их развития — темпоральный и демографический. Ввел в качестве ист.
и филос.-ист. категорий понятия социоист. организма (социора), геосоц. и демосоц. организмов, социорной системы, ист. гнезда, ист. арены, ист. центра и ист. периферии, мировой системы, центр. ист. пространства, ист. зоны, обществ.-экон. параформации. Разработал концепцию межсоциорных связей в мировой истории, ввел ряд новых понятий (социорная индукция, супериоризация, латериализации, ультрасупериоризации и др.
). Создал глоб.-формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории. Проанализировал развитие России в новейшее время, обосновал вывод, что после Октября 1917 в ней начался процесс становления общеклас. частной собственности и политарного классообразова-ния, к-рый завершился возникновением неополитарного об-ва. Вскрыл ист.
условия, сделавшие этот процесс неизбежным, показал роль неополитаризма в мировой истории. Развил теорию этноса и нации. Показал, что этносов в первобытную эпоху не было. Слово "народ" применительно к этому времени означает не этнос, а конгломерат демоциальных организмов с общими культурой и языком. Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности.
Индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, как членов этноса, а наличие общего отечества. Нация, по С., есть явление не этническое, а прежде всего полит. Разработал концепцию не только происхождения, но и эволюции религии. Последовательно возникающие формы первобытной религии — магия, оменализм и мантика, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм.
Стадиями в развитии религии класс. об-ва являются сервиологич. (традиц.-ритуальные) и соте-риологич. конфессии. В обл. теории познания занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творч. характера человеч. познания. Уточнил понятие детерминизма вообще, детерминизма в истории в частности. .