Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - семирадский генрих ипполитович

Семирадский генрих ипполитович

— исторический живописец; род. в 1843 г. близ Харькова, учился во 2-й Харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д. И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. С. поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под рувоводством того же Бесперчия. Будучи выпущен из Университета со степенью кандидата, он отправился в СПб. и поступил в вольные слушатели Имп. акад. худож., из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебр. медалями и несколькими денежными премиями, между прочим, за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя во ад" и "Гибель Содома" (все три нах. в Музее Академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему мал. зол. медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (нах. в Музее Акад.), больш. зол. медаль и звание худож. 1-й степ. В качестве пенсионера Академии, С. отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину "Римляне блестящих времен империи" (нах. в Александр. дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы гр. А. К. Толстого. В СПб., на академической выстакке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (нах. ныне в Музее имп. Александра III в СПб.). После нее из-под кисти. С. вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлеж. г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московск. храма Спасителя, между прочим, колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в СПб., она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Имп. академия худ. присудила С. звание профессора, а французск. правительство наградило его кавалерск. орденом почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий, Флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде — в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведениями С. укажем на "Древний танец между мечами" (нах. у К. Солддатенкова, в М.), "Оргию времен Тиверия на остр. Капри" (у него же), "Искушение" (у вел. кн. Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой Московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (нах. в Музее Александра III, в СПб.) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у кн. Радзивилла"). В 1889 г. устроена была С. в СПб. выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение св. Иеронима", а остальные — сцены из древнегреческой жизни: "Перед купаньем", "У фонтана", "По примеру богов" (нах. в Александр. дворце в Царск. Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (нах. в Музее имп. Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института. Наконец, после весьма удачной картины "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую С. получил золотую медаль на мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столь значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение — "Дирцея на римском цирке", выставленная в СПб. в 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но, при всей своей внешней привлекательности, картины С. грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.

А. С—в.

{Брокгауз}



Семирадский, Генрих Ипполитович (дополнение к статье)

— профессор живописи; умер в Риме, в 1902 г.

{Брокгауз}



Семирадский, Генрих Ипполитович

(Semiradski); род. 1843, академик с 1873; профессор с 1877 г.; исполнил три литографии: 1. Избиение младенцев 1869 со своей картины, за которую получил премию Ак. худ. В Худож. Автографе 1869. 2. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу, со своей картины, за которую он получил золотую медаль в 1870. В Худож. Автографе 1870, — и 3. Сцена из картины "Светочи христианства (1877): H. Semiradzki". Помещена в журнале "Свет" за 1877.

{Ровинский}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое семирадский генрих ипполитович
Значение слова семирадский генрих ипполитович
Что означает семирадский генрих ипполитович
Толкование слова семирадский генрих ипполитович
Определение термина семирадский генрих ипполитович
semiradskiy genrih ippolitovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):