Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - серапион епископ владимирский

Серапион епископ владимирский

(святой) — епископ Владимирский, один из немногих писателей-проповедников XIII века, более известный по литературным трудам, чем по биографическим фактам, был архимандритом Киево-Печерского монастыря до 1274 г., когда получил епископскую кафедру Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода, которую занимал около года (скончался в 1275 г.). — Литературная деятельность его сосредоточилась на церковном учительстве. В период, богатый событиями татарского погрома (с 1230 по 1275 гг.), им было произнесено, как видно из его поучений, много проповедей, и поэтому летописец называл его "учительным зело в божественном писании". Из письменных памятников его учительства сохранились, однако, лишь немногие случайные образцы, именно: "О казнех Божиих и о ратех" (нач.: "Слышасте, братие, самого Господа"), 2) "Поучение, да престанем от грех наших" (нач.: "Многу печаль в сердци"), 3) "О казнех Божиих и о ратех" (нач.: "Почюдим, братие, человеколюбие"). Эти три слова в Измарагдах и Златоустниках обыкновенно надписываются или именем св. Иоанна Златоуста или именем св. Ефрема, но в Троицкой Златой Цепи XIV века они вместе с четвертым "поучением" (нач.: "Мал час порадовахся") приписываются "преподобному Серапиону". Кроме того, именем "блаженного Серапиона" надписано и так называемое пятое поучение ("Слово о маловерьи", нач : "Печаль многу имам"), находящееся в Паисиевском Сборнике XIV—XV вв. Древность списков, русское содержание и современность татарщине для исторической критики служат ручательством, что автора перечисленных поучений не напрасно отождествляют с епископом Владимирским XIII века. Со времени преосв. Филарета черниговского, открывшего четыре первых поучения (в 1843 г.), и проф. Шевырева, нашедшего пятое поучение (в 1847 г.), кончая позднейшим исследователем сочинений С., Е. Петуховым (1888), не возбуждалось сомнений в их подлинности. — Во всех сохранившихся поучениях виден писатель, значительно отклонившийся от условных традиций панегирической проповеди домонгольского времени, ярким выразителем которой был в XII веке Кирилл, епископ Туровский. Поскольку последний был представителем ораторской искусственности и аллегоризма, составлявшим торжественные, праздничные слова для церковного (уставного) чтения их, постольку С. общедоступно излагал нравственное учение, отзывчиво откликался на потребности времени и сторонился от книжного риторизма. Это был проповедник несчастий, Иеремия татарского ига и его последствий, который и в физических, и в нравственных настроениях своего времени усматривал правосудный перст Божий, ниспосылающий несчастия за людское нечестие, подобно ветхозаветным наказаниям. Источником бедствий, с точки зрения проповедника, служат грехи, с прекращением которых должны уничтожиться и причины несчастий. Чем крупнее грехи — тем сильнее несчастия, и чем сильнее несчастия, тем крупнее грехи. Поэтому С. представляется, что современники погрязли в пороках, и он настойчиво обличает недостатки татарской эпохи: убийства, грабежи, ссоры, неправедные суды и т. п. В первом поучении, относящемся, вероятно, к 1230 г., а также и во втором слове, поводом к таким обличениям служили для автора современные ему несчастия: землетрясения, небесные знамения, мор и голод. Третье поучение, произнесенное спустя 40 лет после начала татарского ига, т. е. или в 1264-м, или в 1275 г., также содержит обличения грехов и указание на нашествие, как на призыв к покаянию. Четвертое поучение направлено против суеверного обычая сжигать волхвов (которых народ считал виновниками несчастий) и испытывать их посредством погружения в воду. Проповедник и здесь не упускает случая развивать свою излюбленную мысль, что несчастия ниспосылаются за грехи, а не по желанию волхвов. Основная мысль пятого слова, написанного в 1273 или 1274 г. (здесь упоминается о гибели Драч-града, т. е. Диррахиума, о чем говорит Пахимер под 1273 годом), — греховная жизнь приводит к бедствиям, посылаемым Богом для вразумления людей. Все эти темы и мысли обыкновенно аргументируются библейскими примерами, но развиваются без стройного порядка. Изложение отличается достаточною сжатостью и силою. — Кроме пяти перечисленных поучений, в научной литературе С. приписывают иногда и другие сочинения, но без достаточных оснований или доказательств. Сюда относятся: а) похвала преп. Феодосию Печерскому (нач.: "Похваляему праведнику, см. Чт. в О. И. и Др. Росс., 1890, II), б) поучение о среде и пятце (нач.: "Братие, приспе время доброго исповедания", см. Опис. слав. рукоп. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М., 1898, ч. I, стр. 103), в) поучение в неделю третью поста (нач.: "Братие, многажды вам глаголю", см. Систем. Опис. славяно-росс. рукоп. собрания гр. А. С. Уварова, М., 1893, I, стр. 402), г) слово св. Ефрема "о мятежи житиа сего" или "о мирской суете и о будущем суде" (нач.: "Уже наводит ны"), д) слово св. Ефрема о кончине мира сего (нач.: "Бойтеся, братие, грозы". Два последних поучения см. в Православном Собеседнике, 1858, ч. II, стр. 472 и 481) и др.

"Прибавл. к твор. св. отцев", 1843, ч. I, стр. 97—111 и 193—205. — С. Шевырев, "Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь", М., 1850, II, стр. 36—38. — Е. Петухов, "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века", СПб., 1888. — Барсуков, "Источники русской агиографии". — Общие труды по русской истории и истории литературы.

Н. Никольский.

{Половцов}



Серапион, епископ владимирский

— епископ владимирский. Сведения о нем очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаем, что С. был архимандритом печерским, в 1274 г. был поставлен епископом владимирским, а в 1275 г. преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов С. нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому С. с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. С. допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому С. прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию — воду. В пятом поучении С. старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения С. отличаются простотою изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи С. быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов, "С. Владимирский, русский проповедник XIII в." (СПб., 1888; в приложении напечатаны тексты поучений).

Н. Т.

{Брокгауз}



Серапион, епископ Владимирский

— святитель, епископ Владимирский и Суздальский.

† 1275; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

Сведения о жизни и деятельности епископа Серапиона крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 годом говорится: "Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему" (Московский летописный свод конца XV в. — ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Под следующим 1275 годом в Московском летописном своде говорится: "В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери" (ПСРЛ, т. 25, с. 151). Митрополиту Евгению (Болховитинову, † 1837) удалось установить, что до поставления во Владимир Серапион игуменствовал с 1249 по 1274 годы в Киево-Печерском монастыре.

В 1274 году хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митрополитом Киевским Кириллом († 1281).

Скончался 12 июня 1275 года, в глубокой старости. Гробница находится в Успенском кафедральном соборе города Владимира.

В надписаниях его слов он называется "святым, преподобным и блаженным". В рукописных святцах епископ Серапион упоминается в числе святых.

Епископ Серапион был поистине добрый пастырь, и хотя епископствовал на Владимирской кафедре всего один год, много пользы принес своим чадам. "Он принадлежал к числу тех пастырей Церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое серапион епископ владимирский
Значение слова серапион епископ владимирский
Что означает серапион епископ владимирский
Толкование слова серапион епископ владимирский
Определение термина серапион епископ владимирский
serapion episkop vladimirskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):