Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сергиевский николай александрович

Сергиевский николай александрович

— протопресвитер Большого Успенского собора в Москве и профессор Московского университета (1827—1892 гг.), сын протоиерея города Коломны, род. 27 октября 1827 г. Образование получил в Московской духовной академии и С.-Петербургской духовной академии, где в 1849 г. окончил курс со степенью магистра богословия и 7 ноября 1849 г. оставлен при академии бакалавром по классу физико-математических наук. В 1850 г., 27 сентября, он перемещен в Московскую духовную академию. В 1854 г. рукоположен в священника к семинарской домовой церкви, но вскоре уволился от духовно-училищной службы и был назначен священником в приходе сначала Знаменской в Зубове, а после в Петропавловской в Новой Басманной церквах. В приходе последней церкви он посещал работный дом для духовных назиданий призреваемых и вообще заявил себя энергичным проповедником и ревнителем чинного и благоговейного служения. В 1858 г. о. С. назначен был профессором богословия, логики и психологии, а с 1861 г. — одного богословия в Московском университете и настоятелем университетского храма. В течение почти целого сорокалетия своей духовно-просветительной деятельности на поприще науки и литературы о. С. высоко держал знамя православия перед лицом светской науки. Он изменил господствовавший тогда в Московском и других университетах догматический метод преподавания богословия. В 1865 г., по назначению Министерства Народного Просвещения, он ездил в С.-Петербург, Казань, Харьков, Киев и Одессу для совещания с профессорами богословия тамошних университетов по вопросу о постановке преподавания богословия в университете. Ввиду противохристианских направлений, начинавших проникать тогда в светское общество, он рекомендовал везде читать в университетах апологию основных христианских истин, чтобы сдержать порывы начинавшегося неверия и направить разум учащейся молодежи на истинный путь правой веры. С тактом и вместе с силою отстаивал он самостоятельность богословской кафедры в университетах от угрожавшего ей подчинения светскому режиму. В 1860 г. о. С. основал богословско-философский журнал "Православное Обозрение" и 10 лет был его редактором-издателем. В 1865 г. он возведен в сан протоиерея. В 1871—1872 гг. предложил ряд публичных лекций, отличавшихся глубоко ученым содержанием, ясностью, живым и увлекательным изложением. В 1883 г. он избран в почетные члены С.-Петербургской дух. академии. В марте 1884 г. был назначен протопресвитером Большого Успенского собора и членом Московской синодальной конторы и состоял членом совета Православного миссионерского общества. В новой должности он следил за строгим исполнением вековых и особенных уставов Успенского собора, за благочинием и благообразием богослужения. Ум. С. 28 июня 1892 г. Труды его занимают видное место в богословской науке. Известны его сочинения: "Об основных истинах христианства", "О библейской истории творения в связи с естественною историею". Переводы с французского — "Вечная жизнь" Э. Навиля и "О сущности христианства" Гизо; "Проповеди на великие праздники и 12 января" (излюбленная тема — вопрос об отношении между верою и знанием, разумом и откровением).

"Церковные Ведомости", 1892 г., № 28. — "Моск. церковные ведомости", 1892 г., № 27. — Смирнов, "История Моск. духовной академии". — "Православное обозрение", 1865 г., т. XVIII. — "Собр. мнений и отзывов митрополита Филарета", т. V, 44—50; 662—671, 778—784. — "Письма разных лиц к митрополиту Филарету".

{Половцов}



Сергиевский, Николай Александрович

(1827—1892) — духовный писатель, сын священника; получил высшее образование в СПб. духовной академии; был профессором богословия в Московском унив. Он не только сам изменил господствовавший до него догматический метод преподавания этого предмета, но содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя при совещании с профессорами богословия в СПб., Казани, Харькове, Киеве и Одессе чтение студентам аналогии основных христианских истин. С 1884 г. С. состоял протопресвитером московского Успенского собора и членом Московской синодальной конторы. В 1860 г. С. основал духовный журнал "Православное обозрение" и стоял во главе его редакции в течение 9-ти лет. Учено-богословские труды С.: "Об основных истинах христианской веры" (апологетические публичные чтения, М., 1872) и "Творение Мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историей" (M., 1883). Проповеди свои С. (см. по "Указателям" к "Православному обозрению" за 1860—70 и 1871—86 гг.) по большей части произносил в университетском храме, в дни великих праздников и в Татьянин день — храмовой праздник университета. Излюбленною их темою служил вопрос об отношении между верою и знанием, разумом и откровением. Ср. "Памяти протопресвитера Н. А. С." ("Московские церковные ведомости", 1892, № 27); "Церковные ведомости", 1892 г., № 28 (некролог С.).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сергиевский николай александрович
Значение слова сергиевский николай александрович
Что означает сергиевский николай александрович
Толкование слова сергиевский николай александрович
Определение термина сергиевский николай александрович
sergievskiy nikolay aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):