Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сетов иосиф яковлевич

Сетов иосиф яковлевич

или Сетгоф — известный певец-тенор и антрепренер (1835—1894). Дебютировал в СПб. на сцене Императорской оперы в 1855 г. и скоро сделался любимцем публики. Лучшими партиями С. были Лионель в "Марте", Аргур в "Пуританах", Элеазар в "Жидовке", Рауль в "Гугенотах". Оставил сцену в 1864 г. Деятельность его как антрепренера началась в 1874 г., и большая ее часть принадлежит Киеву. Как артист образованный и преданный своему делу, С. сумел поставить театральное дело на надлежащую высоту. Многие русские певцы начали свою артистическую карьеру в труппе С.

Н. С.

{Брокгауз}



Сетов, Иосиф Яковлевич

(сцен. псевд; наст. фам. Сетгофер-Сетгоф) [1826, Москва — 26.12.1893 (7.1.1894), Киев] — арт. оперы (тенор), режиссер, антрепренер. По окончании юридич. ф-та Моск. ун-та служил чиновником Мин-ва нар. просвещения, затем переехал в Петербург, где обучался игре на виолончели у Гросса. В 1846 изучал архитектуру в Париже. Пению обучался в Неаполе (у Дж. Меркаданте, П. Гульельми, П. Романи), во Флоренции (у В. Ломбарди) и в Париже (у Дж. Бордоньи). В этот период сблизился с Ж. Дюпре и Дж. Рубини, В 1854 дебютировал на оперной сцене г. Ареццо, позднее выступал во Флоренции, Ливорно, Милане, Париже, Тунисе в операх Г. Доницетти, Дж, Россини, В. Беллини, Д. Обера, Дж. Мейербера и Дж. Верди ("Луиза Миллер", "Риголетто", "Трубадур"). 20 сент. 1855 дебютировал в партии Эдгара ("Лючия ди Ламмермур") на сцене Петерб. оперы, где пел до 1864, затем до 1868 солист моск. Большого т-ра. Обладал небольшим голосом неск. гортанного, сдавленного звучания, в среднем регистре менее звучного, чем в верхнем (зарубеж. критики сравнивали его голос с голосом Н. Иванова). Обладал высокой вокальной и муз. культурой, ярким сцен. дарованием. Пришел на рус. оперную сцену как представитель итал. стиля пения. Исп. страдало ложной аффектацией и напряженностью, со временем приобрело тонкость, глубину, благородство простоты, 1-й исп. партий: Мазепы ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Георгия ("Кроатка, или Соперницы"), Ахиора ("Юдифь"), 1-го грека ("Торжество Вакха"); в моск. Большом т-ре — Мазепы ("Мазепа" Б, Фитингофа-Шеля), Ахиора ("Юдифь"), Элеазара ("Жидовка"); в Петербурге — Мазаньелло, Дженнаро ("Лукреция Борджа"), Манрико ("Трубадур"); на рус. сцене — Вани ("Дети степей, или Украинские цыгане"), Фентона ("Виндзорские кумушки"), Элеазара ("Жидовка"), Рауля ("Гугеноты"), Дон Себастьяна ("Индра"), ? ("Густав III, или Гонзаго"). Лучшие партии: Ахиор, Рауль, Элеазар. Др. партии: Сураделла, Фра-Дьяволо, Роберт ("Роберт-Дьявол"), Артур ("Пуритане"), Эльвино ("Сомнамбула"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"). Партнеры: А. Булахова, П. Гумбин, А. Латышева, Л. Леонов, О. Петров. Пел п/у К. Лядова, И. Шрамека.

В 1865—68 ст. режиссер моск. Большого т-ра, в 1868—72 режиссер Мариинского т-ра (среди его постановок — "Каменный гость" и "Фауст"). В 1874— 83 и 1892—93 антрепренер и режиссер Киев. гор. т-ра, на сцене к-рого впервые поставил оперы "Опричник" и "Хованщина"; среди др. постановок — "Жизнь за царя" М. Глинки, "Фауст", "Гугеноты", "Трубадур", "Линдади Шамуни", "Галька". Эти постановки отличались слаженным ансамблем певцов (Л. Люценко, Ю. Махина, А. Меньшикова, Д. Орлов, О. Пускова), хора и балета. В летние месяцы 1883—92 держал антрепризу в Одессе, Москве и Петербурге. В его антрепризе состояли Е. Лавровская, А. Ляров, Е. Кадмина, Д. Орлов, Ф. Стравинский.

Большой знаток т-ра, широкообразованный человек, С. занимался также пед. деят-стыо. У него брали уроки пения или готовили партии под его рук. Н. А. Андреев, А. Борисенко, А. Городцов, А, Латышева. Преподавал в Петерб., затем в Моск. конс. (1866—68, проф. пения и декламации), позднее — в Петерб. театр. уч-ще.

Автор небольших пьес и романсов; выступал со своими сочинениями в Неаполе (1854).

Талант и муз, деят-сть С. высоко ценили Ц. Кюи, А. Серов, П. Чайковский.

Муз. соч.: романсы — "Звезда" ("Ты унеслась, моя звезда") на сл. А. Козлова; "Звездочка" ("Ярко светит звездочка") на сл. А. Козлова; "Милой" ("Поверь мне") на сл. А. Козлова; "Надежды нет" на сл. А. Козлова; "Напрасно" ("Много чувства в груди") на сл. А. Козлова; "Не женися, молодец ("Черкесская песнь") на сл. М. Лермонтова; "Песнь бандита" ("Пустынник добровольный") на сл. Н. Куликова; "Так и рвется душа" на сл. А Кольцова; "Терпела, страдала" на сл. Н. Куликова; "Ты моя" на сл. Н. Куликова; "Ты радостью земли была" на сл. Н. Куликова; "Улыбнись, красна девица" на сл. А. Козлова; "Я говорил тебе" ("Не смейся над моей пророческой тоской") на сл. М. Лермонтова.

Лит.: Р-ский В. Артисты Московской русской оперы гг. Сетов и Дмитриев // Театр. афиши и антракт. 1864. 4 окт.: П-ва К. И. Я. Сетов. (Некролог) //Ежегодник имп. театров: Сезон 1893—1894. — СПб.. 1895. С. 460—461; Из записной книжки "театрального старожила" //Театр и искусство. 1908. № 30. С. 516; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. —Л., 1936. С. 99, 101, 104. 110; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи.— М., 1953. С. 219—220; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 375—379; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1857— 1872. — Л., 1971. С. 47, 190; Кузьмін М. 1. Забуті сторінки музичного життя Киева. — Киів, 1972. С. 162—164.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сетов иосиф яковлевич
Значение слова сетов иосиф яковлевич
Что означает сетов иосиф яковлевич
Толкование слова сетов иосиф яковлевич
Определение термина сетов иосиф яковлевич
setov iosif yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):