Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - схария (захария скара)

Схария (захария скара)

— ересиарх, основатель секты жидовствующих; деятельность его относится ко второй половине ХV века. В 1470 г. (по некоторым источникам — в 1471) в "господин великий Новгород", отстаивавший в то время от московского единодержавия свои вольности, в качестве наместника короля польского прибыл брат киевского князя Семена, кн. Михаил Олелькович (Александрович), а вместе с ним из Киева же приехали несколько евреев (по свидетельству летописи), вернее караимов, в их числе и С. Целью приезда последних были торговые дела, что видно из слов летописца: "15 лето 6979 был в Новегороде князь Михайло Олелькович, а с ним жидове торгом". С князем С. был хорошо знаком еще в Киеве, а в Новгороде пользовался даже особым его вниманием и благосклонностью. Крымский уроженец и караим по происхождению, С. в Киев переселился еще в молодые годы и там среди своих единоверцев пользовался большим влиянием. От своего племени он унаследовал наиболее характерные его особенности — свободное и критическое отношение к основным положениям и догматам веры и глубокое уважение к науке. До тогдашнему времени он был очень образованным человеком: он хорошо знал Ветхий и Новый Завет, ему были основательно известны творения отцов и учителей христианской церкви, и, что самое главное, он незаурядно был знаком с философией, естественными и математическими науками, а из последних — особенно с астрономией. В своем "Просветителе" Иосиф Волоцкий характеризует С. в следующих выражениях: "Сей (С.) бяша дьяволов сосуд и изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию и астрологы". С. был блестящим диалектиком, что в связи с его обширными, на тогдашнюю русскую мерку почти исключительными познаниями давало ему в руки неотразимое оружие.

Соловьев в "Истории России" (кн. I, т. V, стр. 1546) говорит, что уже в половине XV века в Киеве явилась ересь, смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергавшая таинство Св. Троицы, божественность Христа, почитание икон и пр., и что во главе этой секты уже в Киеве стоял С. Однако ни одно из этих положений — ни то, что колыбелью секты жидовствующих или весьма близкой к ней является Киев, ни то, что С. уже там играл выдающуюся роль — не находит подтверждения в первоисточниках. С другой стороны есть прочные данные предполагать, что подобие такой секты в зачаточном виде существовало на западных окраинах Литвы, и что С., бывавший всюду по своим торговым делам, именно там мог почерпнуть зародыши своих антидогматических идей, которые самостоятельно развил далее.

В Новгороде С. поставил себя скоро в хорошие отношения, особенно с некоторыми лицами из духовенства. Знакомства его начались именно с последних, что вполне естественно, так как в те времена торговля в городе находилась под покровительством церкви, при храмах хранились товары, весы и меры, следовательно для торговца, каким был С., являлась постоянная необходимость входить в сношения с духовными лицами. Со многими из них С. сблизился, и в результаты, по словам летописца, получилось то, что "мнози от попов и диаконов, живущих свинским житием, начали к нему ходить и бражничать и учиться волшебным книгам... И того ради научившася от них христоборной ереси жидовской..." Что касается "волшебных книг", то повод к этому могла дать, вероятно, имевшаяся у С. рукопись "шестокрылия", на основании которой он предсказывал небесные явления, чем сильно действовал на окружающих, ко всякому выходящему из ряда вон явлению относившихся с суеверием и видевших в нем предвестника бедствия. Точно также в распоряжении С. имелись, по-видимому, некоторые рукописи по математике, которые русским книжникам могли казаться "волшебными тетрадями и чернокнижием".

Но ни "волшебные книги", ни обаяние личности С., ни его выдающаяся ученость, конечно, не дали бы тех больших результатов, какие оказались на деле, если бы не существовали особые условия, благоприятствовавшие зарождению и развитию такой рационалистической секты, какой была секта жидовствующих. К таким условиям относится, главным образом, состояние политических и церковных дел того времени, как нельзя более благоприятное для брожения мысли. В "великом городе", накануне падения его политической самостоятельности, образовались две партии, из которых одна — сторонница политической свободы — искала покровительства Литвы, для чего и пригласила кн. Михаила в качестве наместника, а другая — сторонница единой церкви — стояла за сохранение союза с Москвою. Первая включала все, что было вольномыслящего и свободолюбивого, вторая — ревнителей "отческих преданий" и традиций. Между ними шла ожесточенная борьба, и при тесной связи, существовавшей между интсресами политическими и религиозными, эта борьба должна была перейти и перешла из области политической в область религиозно-церковную. С другой стороны тогдашний чрезмерно развившийся формализм в делах церкви, не всегда примерное поведение многих ее представителей, значительные поборы с прихожан, ряд злоупотреблений и пр. явления, свойственные переходным эпохам, — все это вызвало известную реакцию против существовавших религиозных форм, многих от них отталкивало и гнало в ряды прозелитов иных толкований. К тому же Новгород, имевший постоянные торговые сношения с Западом, более чем всякая другая область был подвержен его влиянию; всякое крупное общественное движение в странах среднеевропейских в большей или меньшей степени отражалось и в нем, в данный же момент на Западе именно и происходило сильное религиозное брожение. Наконец, новгородское духовенство пользовалось не только во времена вольностей города, во долгое время и после его покорения Москвою сравнительной независимостью в своих делах от центральной власти и не подлежало внимательному контролю со стороны ее, — духовенство же, как наиболее образованное сословие, и явилось авангардом в распространении положений и первыми членами секты жидовствующих. Совокупность этих условий и создала почву для развития религиозного брожения, еще раньше выразившегося в секте стригольников. От стригольничества было недалеко и до либерально-философского иудейства, каким и было учение С. Таким образом, почва была подготовлена. С. принадлежит, выражаясь сравнением, роль не пахаря, а сеятеля.

Сохранившиеся в летописях и других первоисточниках сведения об учении С. и его секте скудны и далеко неполны, притом почти во всех случаях записаны лицами, или совершенно не имевшими к секте никакого отношения или же стоявшими к ней в качестве представителей противной стороны. Сектанты же не оставили после себя ни одного сочинения, в котором излагалось бы их вероучение. Во всяком случае то, что сохранилось, позволяет · представить учение С. — главным образом сторону отрицания — в следующем виде: он отрицал монашество, духовную иерархию, троичность Божества, божественность Христа и воплощение Бога, отвергал поклонение иконам, крестное знамение и Евангелие, не признавал таинств вообще и таинства причащений в особенности, не верил в бессмертие души и отвергал почитание святых, мощей и храмов. Что же касается стороны положительной, то С., как и большинство реформаторов религии, в этом смысле почти ничего не создал, по крайней мере об этом нет никаких сведений. Единственное, что можно с достоверностью констатировать, это то, что во главу угла своей веры он положил Моисеевы заповеди во всей их ветхозаветной чистоте, признав их альфой и омегой религии, — и это собственно и есть, по-видимому, тот "иудейский" элемент, от которого получила свое название секта.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое схария (захария скара)
Значение слова схария (захария скара)
Что означает схария (захария скара)
Толкование слова схария (захария скара)
Определение термина схария (захария скара)
shariya (zahariya skara) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):