Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шаронов василий семенович

Шаронов василий семенович

[27. 3(8. 4). 1867, д. Ляхово Ярослав, губ., ныне Ярослав. обл. — 4. 9. 1929, Ленинград] — арт. оперы (низкий баритон), оперетты, камерный певец. Засл. арт. Республики (1921). Род. в крестьянской семье, до 17 лет занимался огородничеством. С 1888 пел в хоре петерб. летнего т-ра "Ливадия", в 1889—94 выступал на вторых ролях в петерб. Панаевском т-ре, затем пел в хоре петерб. Мариинского т-ра, а спустя шесть мес. был переведен в солисты. Выступал в Мариинском т-ре до 1927. В 1894—97 обучался пению у О. Палечека, теории музыки — у Г. Казаченко. Начиная с 1897, летом совершенствовался в вокальном искусстве в Италии у проф. Сколяра. В 1908—10 и 1914 участвовал в "Русских сезонах" С. Дягилева в Париже и Лондоне. Обладал сильным, красивым свободно льющимся голосом "металлического" тембра (особенно в верхнем регистре) и широкого диапазона. Ярко проявил себя как в драм., так и в комич. партиях. Разнообразный репертуар певца включал 85 (басовых и баритоновых) партий в 70 операх и опереттах.

1-й исп. партий: Ареопагита ("Орестея"), Коррадо ("Франческа да Римини" Э. Направника), Старика ("Сервилия"), Поярока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Пугачева ("Капитанская дочка"), Шидаспа ("Метель"), Дулы ("Орлиный бунт"). Комитетчика ("За красный Петроград"); в Мариинском т-ре — Хозру ("Фераморс"), Старчище ("Садко"), Трофимия ("Принцесса Греза"), Беса ("Черевички"), Ивана Хованского ("Хованщина"), Салтана ("Сказка о царе Салтане"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Пизарро ("Фиделио"), Котнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); на рус. сцене — Вотана ("Валькирия"), Гунтера ("Гибель богов"), Владислава ("Далибор"). Считался одним из лучших исп. партий в вагнеровском репертуаре: Вотан ("Валькирия" и "Зигфрид"), Гунтер. Э. Старк отмечал: "В "Валькирии" Шаронов долгое время был единственным исполнителем Вотана, пока не приобрел дублера в лице Касторского. Крупным сценическим дарованием Шаронов не обладал, но он тщательно вдумывался в то, что ему надлежало исполнять, не упуская из виду ни одной мелочи, постоянно стремясь придавать всякой роли более или менее надлежащий рельеф"*.

Среди др. лучших партий — Кочубей, Иван Хованский, Красное солнышко, Бес ("Черевички"), Пугачев ("Капитанская дочка"). Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Владимир Галицкий, Борис Годунов, Варлаам, Грязной, Юрий Токмаков, Мизгирь ("Снегурочка"), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Елецкий, Томский, Троекуров, Верейский; Фигаро ("Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мазетго, Нилаканта, Абимилех. Партнеры: А. Больска, И. Ершов, В. Куза, С. Мигай, М. Славина, М. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Дранишникова. А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника. Нек-рые партии готовил под рук. Ф. Шаляпина, П. Мельникова, А. Петровского.

Принимал участие в концертах Павловского вокзала п/у Н. Галкина. Исп. сольные партии в "Песне о вещем Олеге" Н. Римского-Корсакова (1-й исп., 18 дек., 1899, Петербург), "Немецком реквиеме" И. Брамса (1900). Камерный репертуар певца включал произв.

A. Рубинштейна, Э. Направника, П. Чайковского, B. Калинникова, О. Дютша, Ф. Кенемана, Ю. Блейхмана, Г. Лишина. После 1917 часто выступал в рабочих клубах и красноармейских частях.

Записывался на грампластинки (99 произв. — арии и романсы) в Петербурге — "Э. Берлинерс Граммофон" (1900, 1901), "Граммофон" (1901, 1903), "Интернациональ Зонофон" (1901), "В. И. Ребиков" (1903), "Колумбия" (1903), "Бека" (1903), "Стелла" (1910), "Одеон" (1910).

Соч.: Э. Направник // Рабочий и театр. 1926. № 47. С. 10; Автобиография (рук.) — в НИО ЛГИТМиК, ф. 8, раздел 11, № 21.

Лит.: Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты петербургской оперы. —СПб., 1908. С. 74—76, 216—217; М. Д. Юбилей В. С. Шаронова // Жизнь искусства. 1920. № 468; Н. М-в. Юбилей В. С. Шаронова// Там же. 1924. № 50.

C. 14; Глебов И. [Асафьев Б. В. ] В. С. Шаронов // Красная газета. 1924. 29 ноября; Шаронов // Рабочий и театр. 1927. № 11; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 205; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. —Л.; М., 1940. С. 116— 118; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 45, 76; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 711; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 378; Б. М. Кустодиев: Письма. Статьи, заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым. Воспоминания о художнике. — Л., 1967. С. 172, 259, 273.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шаронов василий семенович
Значение слова шаронов василий семенович
Что означает шаронов василий семенович
Толкование слова шаронов василий семенович
Определение термина шаронов василий семенович
sharonov vasiliy semenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):