Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шевченко михаил данилович

Шевченко михаил данилович

(р. 07.11.1934) — спец. по истории филос., фил ос. религии и филос. права; канд. филос. наук, доц. Род. в с. Дивизия Одесского обл. Окончил ист. ф-т Одес. ун-та (1959) и асп. кафедры филос. гуманит. ф-тов МГУ (1966). С 1966 по 1977 — ст. преп. кафедры филос. 2-го Моск. мед. ин-та, с 1997 — доц., с сентября 2000 — проф. кафедры филос. Моск. академии МВД. С 1971 по 1986 — зав. кафедрой филос. Пролетарского филиала ун-та марксизма-ленинизма, с 1994 по 1996 — зав. кафедрой гуманит. дисциплин Ин-та экономики и предпринимательства. Канд. дисс. — "О причинах религиозности детей и подростков в социалистическом обществе" (1966). Подготовлена докт. дисс. — "Философско-методологический анализ религиозного сознания". Науч. труды Ш. посвящены дух. деятельности в ист. и индивидуальном развитии человека, взаимосвязи внешн. и внутр. сторон его жизни в разл. соц. условиях. Ш. разрабатывает проблемы утверждения христ. духовности в России. Он приходит к выводу, что массовое сознание в осн. усвоило лишь обрядоверческую сторону вероисповедальных норм. Начавшийся в серебряном веке процесс дух. освоения христианства массовым сознанием был прерван приходом большевиков к власти. Однако за посл. десятилетия об-во существенно изменилось (индивидуализация, психологизация), и возникла неудовлетворенность интеллектуальных слоев россиян нынешним положением в православии. Это иллюстрируется числом отошедших от официальной церкви как в длительной (XVII—XX вв.), так и короткой (1994—2000) ретроспективе. В 90-е годы XX в. появилась потребность в качественно новой системе ценностей, в ином вероучении. Выработка конструктивных устремлений и идеалов — важнейшая задача дух. развития росс. об-ва сегодня. Однако ни иерархи церкви, ни православные богословы, по мнению Ш., не готовы решить проблемы формирования приоритетных ценностей, перехода постсов. об-ва от об-рядоверческого этапа религиозности к подлинному освоению религии Святого духа и проводить реформу православия. Рассматривая вопросы настоящего и будущего светской жизни России, Ш. утверждает, что основой роста правосознания и правовых ин-тов является развитие частной собственности и взаимосвязанного с ней индивидуализма, что в XX в. Россия, "похоронив" общину, в осн. утратила специфику в построении циви-лиз. об-ва; предположения многих мыслителей XIX—XX вв., увязывавших будущее страны с ролью ее крестьянской общины, не находят ист. подтверждения. Он доказывает, что совр. Россия — развивающаяся страна Европы, созидающая свою экономику и государственность на развалинах традиц. общины и сов. коммуны, что реконструкция экономики и полит. структуры не может проходить изолированно от достижений передовых стран мира, а рус. человек начала XXI в. в психич. плане основательно отличается от своих предшественников даже столетней давности и нередко трудно отличим от совр. европейца. Анализируя ист. попытки европеизации России, Ш. выявляет возможности ее качественного преобразования в начале нового тысячелетия. В обл. истории филос. Ш. исходит из всеобщего как основы человеч. деятельности, мышления в том числе. Мыслительная деятельность, обогащаясь с каждым новым поколением, имеет свою логику и м.б. постигнута в соотношении традиции и творч. Касаясь обыденного сознания россиян, он отмечает преувеличенную роль опыта и "непосредственного" знания и приуменьшение рациональной формы дух. деятельности.

Соч.: Проблемы религии и социальной философии личности у Л.Фейербаха // Теоретические проблемы медицины и советского здравоохранения. Труды 2-го МОЛГМИ. М., 1969; Методология изучения внутреннего мира в историческом и индивидуальном развитии. М., 1985; Прошла ли Россия христианизацию? // Христианин. 1993. № 3—4; Истоки полицейского государства в России // Право и жизнь. 1994. № 6; Философия Нового времени. М., 1998; Историко-культурные предпосылки европейской философии права // Основы философии права. Вып.1. М., 1998; О сущности христианизации // Диалоги о вере. СПб., 1999. № 1; Духовная культура Западной Европы и России. М., 1999; История западноевропейской философии (докантовский период). М., 1999; Религиозное сознание и духовная деятельность. М., 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шевченко михаил данилович
Значение слова шевченко михаил данилович
Что означает шевченко михаил данилович
Толкование слова шевченко михаил данилович
Определение термина шевченко михаил данилович
shevchenko mihail danilovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):