Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шхонебек

Шхонебек

— подписывался тоже Шонбек, Шанубек и Схонебек (Schoonebeck); амстердамский гравер и типограф; род. в Роттердаме 1661 года; учился гравированию y Ромейна де Хогхе (de Hogghe). B 1698 году он познакомился с Петром I, вероятно y собирателя древностей де Вильде, к которому Петр хаживал смотреть музей и дочь которого Марья де Вильде училась гравированию y Шхонебека. Пробовал учиться этому художеству y Шхонебека и сам Петр: в Амстердамском музеуме хранится гравюра его работы, сделанная под смотрением Адриана Шхонебека (см. Петр I).

В декабре 1697 г. Шхонебек подал челобитную бывшему в то время посланником при Нидерландских штатах Ф.А. Головину, в которой, описывая разнообразные свои познания в философии, разных науках и в языках, латинском, французском, цесарском, нидерландском, итальянском и гишпанском, объяснял: "аз от юности своея обучение имел знаменительному художеству и резанию на меди научитися, и в том до того пришел, что мне все что аз вижу или в мысль беру без образца назнаменовать и на меди резать возможно, аз искусен больши нежели другой кто резатель на меди когда был" (см. Приложение I). Описав такими красками свою "доброту", Шхонебек соглашался ехать в Москву грыдоровать "для Царя гистории, персоны, ланшанны, городы, строения, земныя и морския карты, — знаменить улицы, крепости и домы, — печатать указы, сочинять рисунки для огнестрельнЬих потех, огородных рядов и украшения кораблей и карт и саней, и что еще к назнаменительному художеству принадлежит и ко украшению надлежит, и иные дела которые по власти случая приключиться могут". За все за это Шхонебек, по примеру недавно умершего в Стокгольме его товарища, просил пожаловать его жалованьем, 1000 ефимками в год, и, по обещанию, "нарочитым домом, в котором бы с женою своею возмог жить, купно с хлебом и иными прибытками", выговаривая при этом, "чтобы ему в свободное от царских дел время книги печатать и доски гравировать на себя и к прибыли своей продавать". В заключение Шхонебек просил дать ему "честная титла, которая ни во что не станет, сиречь библиотекариус и надворный, резчик его царского Величества".

13 мая 1698 года Шхонебек принят на царскую службу, a 10 октября явился в Оружейную палату с указом боярина Головина, по которому велено давать ему в год жалованья по 600 ефимков [Ефимок по московской цене = 18 алтын 2 деньги, т. е. 55 копеек.] да хлеба по 20 четвертей, да постоялый двор, и отдать ему для обучения трех или четырех учеников. Вследствие чего отданы ему: 7 августа 1699 года Петр Бунин, 14 августа иконописец, состоявший при печатании гербовой бумаги, с 23 января 1699 года Алексей Зубов, и 20 октября 1701 года иконописец Василий Ильин Томилов.

С января 1699 года Шхонебеку было поручено гравировать на меди клейма для гербовой бумаги. В том же году награвированы им: взятие Азова и портрет Петра I, окруженного аллегорическими фигурами; a c 1700 г. велено ему грыдоровать на медных досках его великого государя корабельный чертеж с трех сторон, который и окончен им в 1701 году. Затем Шхонебеком награвированы в 1701 году взятие шведского корабля и карта реки Двины; в 1702 г. свадьба Шанского, два листа; в 1704 г. карта Азовского моря; в 1705 карта восточной части Балтийского моря. На первых гравюрах своих и аллегорическом портрете Петра Шхонебек подписался: "книгохранитель [В 1709 г. титло библиотекаря дано было Василию Киприянову, граверу и издателю Брюсова календаря и других листов.] и первый в меди изограф...", на последних произведениях титула этого уже не встречается, a потому нельзя сказать определительно, пользовался ли Шхонебек этим званием по царскому указу во все время нахождения своего на русской службе.

Работами царскими Шхонебек занимался не слишком прилежно; по крайней мере еще в мае 1702 г. дьяки Домнин и Курбатов, заведовавшие Оружейной палатой, писали к Головину, посылая ему серебряную флягу "с означением персон Филата Шанского и жены его" (весу 4 ф. 1 зол.), "а медление Государю в деле той фляги чинилось прежде серебряных дел за мастерами, потом за грыдорованием персон, и впредь Государь иноземцами нужных дел после иметь не возможно, делают зело лениво по своей воле якобы не имея страха".

Из учеников Шхонебека особенно прославились Алексей и Иван Зубовы. Петр Бунин и Василий Ильин Томилов не произвели ничего замечательного. Они копировали из голландской Библии Пискатора, которая была ввезена в то время в Россию, как видится, в большом количестве экземпляров. В Москве есть несколько полных и отлично сохраненных экземпляров ее: в Румянцевском музеуме, y B.E. Маковского и в библиотеке Троицкой лавры; a также в моем собрании. Во всех этих экземплярах латинские подписи переведены и подписаны пером, полууставом, под каждым изображением. По росписям Оружейной палаты видно, что Шхонебеку в 1702 году дано в зачет 136 руб. "с чем подняться из-за моря пасынку его" (Пикару). В том же году трем ученикам его выдано в награду по 16 руб. каждому; в 1704 г. y него в учениках были: Алексей и Иван Зубовы, Варфоломей Фаддеев, Bac. Томилов, Парфен Иванов, Никифор Волков, Петр Бунин, Иван Никитин и Стефан Закройщиков. Из росписей Оружейной палаты, напечатанных А.Е. Викторовым, видно, что Шхонебек умер в 1705 году. Ввиду этих новых сведений, работы Шхонебека перечислены мною здесь в другом порядке, против принятого в моих Русских Граверах, издания 1870 года.

Шхонебек, как видно, распространял y нас и другие произведения западной гравюры: в Александро-невской библиотеке, например, есть цельный экземпляр Страстей Христовых с заголовком: "Passio Christi ab Alberto Durer Nurenbergensi effigiata"; внизу на нем приписано пером, на манер печатного курсива: "Moscuae apud Had. Schoonebeek B.C."; из чего видно, что такие экземпляры находились y Шхонебека для продажи.

I. Листы, гравированные Шхонебеком за границею

1. Портрет папы Александра VIII; грав. черной манерой; 7.1 х 5.1.

2. Jean Calude*; грав. черной манерой.

3. Леопольд I на лошади: "Ex inventione Adriani Schoonebeek. Amstelodami"; 13.6 х 9.9.

4. Офицер, читающий газеты (с именем Шхонебека); 9.4 х 6.9.

5. Св. Игнатий Лойола, в рост; внизу монограмма: "A.S."; 8.11 х 6.1.

6. Портрет Жильбера Бюрне; упоминается y Фюсли.

7. Прибытие уполномоченных на Ризвикский конгресс 1697 г.; в лист; гравировано резцом, как и все следующие листы.

8—11. Войны Александра Македонского; копии с известных гравюр Жерара Одрана; 4 листа.

12. Минерва, летящая с крестом; кругом ангелы с орудиями пытки: "Adr. Schoonebeck"; 14 х 10.5.

13. Заглавный лист к книге Блонделя: "L'art de jeter les bombes".

14. Костюмы разных народов; в книге: "N. de Fer, forces de l'Europe".

15. Гравюра к Илиаде, перевод Вотье, 1682 г. Базан говорит, что они сделаны по рисункам самого Шхонебека.

16. Гравюры к Смидсовой: "Pictura loquens. 1695". 8°.

17. "Histoire des ordres religieux. Amsterdam 1685"; 2 vol. pet. 8° (12 до 15 франков). Перевод с голландского издания. См. № 37.

18. Заглавный лист к описанию Музеума амстердамского антиквария Якова де Вильде: "Signa antiqua e musio Jacobi de Wilde veterum poetarum carminibus illustrata. 1700"; a также четыре листа с разными редкостями, в эту же книгу; все пять за подписью Шхонебека. Прочие картинки этой книги деланы Шонебеком и 17-летней дочерью владельца музея Мариею де Вильде, которая была ученицей Шхонебека. В числе этих картинок особенно замечателен лист, изображающий залу, в которой помещался музеум де Вильде: посреди за столом сидят де-Вильде и сам царь Петр Алексеевич и рассматривают разные редкости.

19. Восшествие на английский престол Иакова II и Вильгельма III, ряд маленьких картинок, 8° obl., гравированных крепкой водкой, в Амстердаме, в 1689 году, с подписью: "Adr. Schoonebeeck del. et fecit".

II. Листы, гравированные в России

20. Портрет Б.П. Шереметева; единственная известная гравюра черной манерой, сделанная Шхонебеком в России (с полной его подписью); поколенный, 3/4 влево, в латах; слева денщик держит его лошадь под уздцы; справа, вдали, видно бомбардирование крепости: "Борись петрович шереметев. | генерал — фелт моршалка и ковалер. | Повелением црскаго Величества. Тушевал На москве Адриан шконбек". С боков второй строки этой подписи видны следы другой подписи (с другими титулами), прежде находившейся на доске и стертой. Гравюра сделана после 1702 года.

21. Портрет Петра I; в рост, 3/4 вправо; гравирован крепкой водкой, которая во многих местах дурно протравила медь. Петр одет в голландский кафтан, в чулках и башмаках; на голове его большая круглая шляпа, с загнутыми кверху полями, украшенная перьями; из-под шляпы падают на плечи длинные локоны парика; лицо Петра молодое, с небольшими, спущенными книзу усиками; за фигурой Петра видна голова арапа: "петр первыи, император. | присно прибавитель. царь | и самодержец всероссийский | По велению Его Цр***кого величества. Грыдоровал Адриан Шхонбек". 9.2 х 6.4. — Публич. библиот. 228 А. Судя по титулу "присноприбавитель", портрет этот награвирован вскоре после взятия Азова; тип лица несколько напоминает Петра на большой гравюре Шхонебека, изображающей взятие Азова.

22. Большой лист с аллегорическими изображениями на взятие Азова и Орешка. Справа победа венчает Петра лаврами; слева разные аллегорические божества. Внизу пьедестал и под ним посвящение Шхонебека: "Царевичу и Великому Князю Алексию Петровичу... Caes. Majes. Ruthen. et scult prim. Adr. Schoonebeck del et fecit Moscuae". — B Пуб. библ. из собр. Штелина.

23. Взятие Азова; в левом нижнем углу: "magni caesaris jussu aeri inscripsit | cadema maiestati summa cum veneratione dicavit humill: serv. | biblioth. et isographus ejus Hadr. | christ. Schoonebeck Moscuae. 1699". 15.10 х 20.6. — 1-e отпечатки очень сальные, с плохо вычищенной доски и плохо отпечатанные, — Пуб. библ.; 2-е печатаны при Елисавете Петровне, на бумаге Homan'a, очень хорошие и чисто отпечатанные; очень редки*; 3-и, очень слабые, в книге: "Феодози, Жизнеописание Петра I, 1744 г."* Доска не сохранилась. На этом замечательном листе, кроме изображения Петра I, находятся еще типичные изображения, поименованные в подписи: Шейна, Лефорта, Гордона, Ф.А. Головина и Тиммермана; за ними видны еще четыре головы лиц, не поименованных в подписи; по предположению П.Н. Петрова, это должны быть: Гордон-младший (в круглой шляпе), Автоном Головин, М.Б. Шереметев (в русском наряде) и П.А. Толстой.

24. "Описание свадбы Остроумнолиотнаго Феwфилакта шанскаго, который державнейшаго | Великаго монарха многоутешныи шут и смехотворец. Бывшеи ***.-го Февраля в | Вполате Бывшего Гпдна Генерала Франца лефорта. 1. Стол Прикотором сидягь Воwблачении Подобня Монаршескаго Кнзь Феодор Юрьевич Ромодановской Иван Иванавич | Бутурлин... Изоло| тою. Посудою". 16.2 х 20.7; 1-е отпечатки старые, чрезвычайно редки, — *Пуб. Библиотека — Эрмитаж. 2-е, печатанные при Елисавете Петровне, чище и лучше первых*; 3-и приложены при книге Феодози: "Жизнеописание Петра I 1744"; 4-е помещены в Атласе к моей книге: "Русские граверы, Москва 1870"; 4-е новые. Доска находится в Главном штабе.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шхонебек
Значение слова шхонебек
Что означает шхонебек
Толкование слова шхонебек
Определение термина шхонебек
shhonebek это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):