Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шилов александр иванович

Шилов александр иванович

(по прозванию Фомичев) — раскольничий предтеча скопческого христа Кондратия Селиванова, называемый скопцами также князем Дашковым, графом Чернышевым и инженерным полковником, род. в 1712 (1713) г. в Тульской губернии, по одним источникам — в селе Васильевском, Тульского уезда, по другим — в селе Маскове, Алексинского; умер в 1799 (1800) г. Ш. был женат и имел детей, но стремление найти "истинную" веру рано заставило его покинуть семью. В мучительных поисках истины, он ознакомился со многими раскольничьими толками, "произошел все веры и во многих верах был учителем", но ни одна из них не могла удовлетворить его. Во время этих исканий, Ш. тогда уже хлыст, прибыл в Орловскую губ., в пользующийся большой популярностью хлыстовский "корабль" Акулины Ивановны, впоследствии скопческой богородицы. Здесь он обратил на себя внимание К. Селиванова, убедившегося в невозможности искоренить безнравственность хлыстов и мечтавшего о более действительных мерах борьбы с ней. Ш., человек необыкновенной энергии, умевший найтись в самых затруднительных обстоятельствах и страстный фанатик, должен был казаться Селиванову незаменимым помощником. С другой стороны готовый в каждом видеть своего оракула, Ш., с радостью уверовал в Селиванова, сошелся с ним во взглядах на причину людской "лепости", и на меру борьбы с ней — оскопление. Селиванов в значительной мере был обязан успехам своего дела Ш. По словам Селиванова, "Александр Иванович был ему предтечей, любезным сыночком, верным помощником и непобедимым воином от начала и до конца своей жизни". Самый рассказ о встрече своей с ним, он передает, подражая евангельскому рассказу о встрече Иисуса Христа с Иоанном Крестителем. По преданию скопцов, Ш. оскопил сначала, как предтеча, себя, а затем и Селиванова. Когда в корабле Акулины Ивановны возникла оппозиция учению нового христа, совместно со своим предтечей производившего оскопление, Селиванов с Ш., вероятно по указанию последнего, направились на север, в Тульскую губ., где жило много хлыстов (1774). Здесь они действовали сначала на фабрике купца Лугинина, а затем, когда скопчество под их руководством распространилось по окрестностям и про никло даже в Тамбовскую губ., в село Сосновку (вблизи Моршанска), перебрались сюда. Местный преосвященный довел дело до сведения начальства, и в Сосновку был прислан для производства следствия ст. сов. Волков (1775). Ш. с Селивановым скрылись, и Волков произнес приговор заочно. Но вскоре беглецы были схвачены в Туле и привезены в Сосновку, где Ш., согласно приговору, был наказан батогами и сослан в Ригу (1775) вместе с другими 9-ю скопцами. В Риге, работая в крепостной кузнице, он продолжал распространять скопчество между крепостными солдатами. В городе образовался даже скопческий корабль, кормщиком которого стал Ш., уходивший на радения из крепости, так как надзор за ним был очень слаб. В 1789 г. было доведено до сведения начальства, что сосновские скопцы, содержащиеся в Риге, распространяют свое учение, и Ш. с товарищами был опять бит батогами и переведен в Динаминд. Но и здесь надзор за ним был настолько слаб, что позволял ему руководить распространением скопчества в окрестностях. В 1791 г. были открыты его письменные сношения с племянником, скопцом Иваном Шиловым, надзор за ним был усилен, но видимо не особенно, ибо в следующем году опять были открыты его сношения с проживавшим в Риге скопцом Кислятниковым. Когда в Петербург пришло известие о поимке Селиванова, Павел I велел вместе с ним представить в Петербург и Ш. (1796), с которым он говорил в 1776 г., проезжая через Ригу. По привозе Ш. в Петербург, Павел I лично беседовал с ним и еще каким-то другим скопцом (может быть Селивановым); после полуторамесячного пребывания Ш. в Петербурге, в доме Обольянинова, было велено отправить его в Шлиссельбург (в конце 1796), где он и скончался 6 января 1799, (а по официальным сведениям—1800), на 88 году жизни, после более чем двадцатилетнего заключения. Через 12 дней тело Ш. было со всеми христианскими обрядами и с надлежащей скрытностью предано земле. Он похоронен недалеко от Шлиссельбурга на Преображенской горе, где около его могилы была выстроена деревянная церковь, впоследствии, впрочем, разрушенная, а над самой могилой в 1829 г. воздвигнут памятник, сделавшийся одной из величайших скопческих святынь.

"Материалы для истории хлыстовской и скопческой ереси" П. И. Мельникова в "Чтениях О. И. и Д. Росс." 1872 и 1873 г. — "Послание" ("Чтения" 1864 г. кн. 4 отд. V) и "Страды" (2-я редакция, у Варадинова, Надеждина, Ливанова) К. Селиванова. — Надеждина "Исследование о скопческой ереси". СПб. 1845. — Рождественский: "Хлыстовщина и скопчество в России". М. 1882. — Кутепов. "Секты хлыстов и скопцов", 2-е изд. Ставрополь 1900. — Ф. Ливанов "Раскольники и острожники", изд. 2-е. — Липранди "Краткое обозрение русских расколов, ересей и сект". М. 1870. — П. Мельников "Белые голуби", "Русск. Вест." 1869 № 3. — Новые сведения о Шилове в "Памятниках Новой Русской Истории" Кашпирева за 1872 г. т. II.

Л. Корсавин.

{Половцов}



Шилов, Александр Иванович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шилов александр иванович
Значение слова шилов александр иванович
Что означает шилов александр иванович
Толкование слова шилов александр иванович
Определение термина шилов александр иванович
shilov aleksandr ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):