Большая биографическая энциклопедия - шишкин иван иванович
Шишкин иван иванович
— один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист; сын купца, род. в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г.; двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Ш. в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб. и на острове Валааме, через что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Ш. попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" — картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Ш. был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно 8 марта 1898 г.
Среди русских пейзажистов Ш. бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и проч. — получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома г-ном Марксом.
Ср. Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш." (СПб., 1892); А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв." (т. II, СПб., 1885).
{Брокгауз}
Шишкин, Иван Иванович
(Chichkine) — профессор пейзажной живописи, рисовальщик и офортист. Род. 13 янв. 1831 г. в Елабуге; сын купца; с 1852 по 1856 проходил классы Московского училища живописи и ваяния; в 1856 поступил в Академию художеств. В 1857 получил две малые серебряные медали; в 1858 большую серебряную за рисунок; в 1859 малую золотую и в 1860 большую золотую за пейзажи. В 1861 г. он отправлен пенсионером академии за границу, где посещал в Мюнхене мастерские Бено и Адама; a в 1863 в Цюрихе мастерскую Коллера и здесь начал заниматься офортом. Из Цюриха он уехал в Дюссельдорф, где написал в 1865 г. картину, за которую был избран в академики, и, не выдержав шестилетнего пенсионерского срока за границей, возвратился в Петербург, где и живет постоянно до настоящего времени. В 1873 году академия возвела его в звание профессора. Шишкин состоит членом Общества передвижников и выставляет y них свои картины. Кроме того, он несколько раз делал выставки одних своих собственных картин и эскизов и всегда с громадным успехом; все произведения его раскупались нарасхват. Но особенную прелесть составляют для любителей его офорты; и здесь нельзя не согласиться с А.И. Сомовым, что Шишкин "привлекательный во всех своих произведениях, в особенности хорош тогда, когда работает карандашом или пером или же играет гравировальною иглою". Первая мысль заняться офортом пришла ему в Цюрихе в 1864 году. Две гравюры, исполненные им там в виде шалости, вышли, однако, настолько удачны, что не могли не внушить ему охоты более серьезно предаться офорту, и в 1870 г., когда в Петербурге образовался кружок под названием Общества русских аквафортистов, он усердно принялся за гравирование, причем, как более опытный между членами этого кружка, помогал многим из них своими советами и примером. С того времени г. Шишкин не переставал заниматься офортом и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями. Список его офортам по 1883 г., по собранию Е.Е. Рейтерна, напечатан в Вестнике Изящных Искусств" за 1883 г. Затем перечень как этих листов, так и последующих по 1885 год, — изданный отдельно как приложение к Альбому офортов 1886 г., составлен А.Е. Пальчиковым; в настоящем Словаре представлен один перечень этих офортов, a также литографий и цинкографий, в хронологическом порядке, с указанием числа известных видов отпечатков.
I. Офорты
1. Горная дорога; 1853 г.; доска утрачена;
2. Буковый лес в горах, 1864 г.; доски нет;