Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шнеур залман бен-барух

Шнеур залман бен-барух

Шнеур Залман бен-Барух.

или Шнеор (р. Залман Ладиер, р. Залман из Лиозны, иначе "Ha-Rab ha-Zaken") — знаменитый основатель литовско-белорусского, или рационального, хасидизма (так называемый Хабад), род. в м. Лиозне (Могилевской губ.) в 1747 г., ум. в Пенах (возле Курска), похоронен в Гадячах (Полтавской губ.) 28 декабря 1812 г. Отец р. Ш.-З., р. Барух Познер, был выходцем из Галиции или Пруссии (ум. между 1780—1795 гг.) и, по родословной Шнеерсонов, не заслуживающей, впрочем, доверия, происходил из семьи р. Ливы б.-Бецалел из Праги. По семейному преданию, он был потомком р. Саула Валя. Как видно из Пинкоса Лиозненской общины, р. Барух считался видным талмудистом, и в одном акте его называют אלפּומה נרה — "замечательнейший ученый". Братья Шнеура-Залмана были также видными талмудистами: р. Мордехай б.-Барух (см.), раввин в Орше (Могилевской губ.), р. Моисей б.-Барух, раввин в Баеве, а затем в Лепеле (Витебской губ.), и р. Иуда-Лейб б.-Барух, раввин в Яновичах (Вит. губ.), он же автор "Sçheerit Jehudah" — сборника глосс к Шулхан-Аруху Иоре Деа, респонсов и новелл. Очень рано обнаружив удивительные способности, р. Шнеур-Залман был отдан своим отцом в школу местного талмудиста р. Иссахара-Бера Любавичского, но р. Иссахар-Бер отказался быть преподавателем юного Ш., превосходившего его своими познаниями. Через год местный раввин в протоколе Лиозненской общины от 1760 г. называет мальчика "удивительным ученым", "танной" и "изощренным в талмудической казуистике" (גילפו אנת אלפּ ומה םכחה). Слава о Ш. распространяется вскоре далеко за пределами его родины, и один из старшин витебской общины и местный богач р. Иуда-Лейб Сегаль выразил желание породниться с р. Барухом. Пятнадцати лет от роду Ш., женившись на дочери Сегаля, переселился в Витебск, где продолжал изучать Талмуд и поталмудическую литературу. 18-ти лет от роду Ш. заканчивает Талмуд и важнейшие кодексы и углубляется в изучении каббалы, ведя аскетический образ жизни. Эта эпоха в жизни Ш. совпала с перенесением хасидской пропаганды в Литву и Белоруссию. Тайные эмиссары р. Доб-Бера Межеричского вели агитацию среди молодежи, наиболее чуткой и впечатлительной. Естественно, что они не могли не обратить внимания на Ш. В Витебске не было никого, кто мог разрешить все волнующие его вопросы и сомнения, в особенности в области каббалы (ср. свидетельство сыновей р. Ш. в предисловии к Шулхан-Аруху). К тому же тесть его, недовольный увлечением зятя каббалой и его подвижнической жизнью, причинял ему много неприятностей.

Факсимиле Шнеур Залмана.

Ш. неудержимо влекло к "очагам истины", каковыми в то время служили Вильна — местопребывание "святого гаона", и Межерич, резиденция р. Доб-Бера Межеричского. Долгое время р. Ш. колебался — остановить ли свой выбор на Вильне или Межериче. Под влиянием пропаганды хасидских эмиссаров Ш. направился в Межерич (в 1768 г.), где был ласково принят р. Доб-Бером. Кроме обычных лекций, которые читались р. Доб-Бером Межеричским перед аудиторией избранных учеников, Ш. был удостоен слушать специальные лекции, на которых присутствовал также сын р. Доб-Бера Межеричского, р. Авраам Малах. За исключением кратковременной отлучки в Витебск, Ш. пробыл в Межериче почти до самой кончины р. Доб-Бера. По поручению своего учителя Ш. около 1770 г. приступил к составлению краткого ритуального кодекса, в котором все правила религиозно-ритуальной жизни были бы изложены сжато, кратко мотивированы с устранением разногласий между авторитетами, "дабы каждый, обремененный заботами о материальной жизни и не имеющий досуга изучать всю раввинскую литературу, мог найти соответствующее решение". В 1773 г. Ш. была закончена обширная часть этого кодекса, соответствующая Шулхан-Аруху Орах Хаиим. Пробыв около года в Аннополе совместно со своим другом р. Авраамом Малахом, Ш. вернулся в Витебск, где имел местопребывание р. Менахем-Мендель б.-Моисей, ставший после смерти р. Доб-Бера во главе хасидов Белоруссии. В 1777 году Менахем-Мендель, решив переселиться в Св. землю, счел нужным ввиду надвигавшихся гонений на хасидов лично повидаться с вождями ревнителей в Вильне, чтобы убедить их в благочестивых помыслах хасидов и их преданности традиции, и он в сопровождении Ш. посетил Вильну. Однако их миссия не имела успеха, так как виленский гаон отказался их принять. Тогда р. Авраам Калискер и р. Шнеур Залман посетили Шклов, бывший в то время местопребыванием многих крупных талмудистов и вождей ревнителей, но и та попытка не имела успеха. Весною 1777 г. р. Менахем Мендель уехал в Палестину. Свыше 300 учеников во главе с р. Ш. сопровождали его до границы (до Могилева-на-Днестре). По настоянию тамошней хасидской общины Ш. поселился в Могилеве, где пробыл около пяти лет; здесь он с необычайным прилежанием продолжал изучать Талмуд и каббалу (по свидетельству сыновей Ш., он в Могилеве в 1777 г. успел в 16-й раз пройти весь Талмуд). В 1782 г. Ш. поселился в Лиозне. В короткое время (ок. 1792 г.) число его последователей достигло около 100000 чел. Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения и приспособление учения хасидизма к умственным потребностям талмудистов, обаяние его личности — все это способствовало тому, что р. Ш. в скором времени занял первенствующее положение в хасидском движении и стал пользоваться исключительным влиянием на хасидов. Он ввел некоторые изменения в ритуале, приблизив последний еще более к сефардскому. С этого времени главное внимание ревнителей веры обращено на деятельность Ш., так что борьба их с хасидским движением превращается в борьбу с р. Ш. Орудиями в борьбе ревнителей веры с Ш. были намечены лица, интересы которых непосредственно страдали от хасидов, а именно некий Гирш Давидович, один из членов виленской общины, личный враг виленского последователя Ш., р. Меира Рефоэльса, и бывший раввин в Пинске Авигдор Хаимович (см.), смещенный хасидами с должности. Первый в своем прошении от 1798 г. донес правительству, что деятельность Ш. и его последователей носит политически-преступный характер. В результате этого доноса было отдано распоряжение белорусскому губернатору арестовать Ш. и привезти его в Петербург, а литовскому губернатору — о расследовании этого дела и аресте главных последователей Ш. Ответы Ш. убедили вскоре правительство, что его деятельность не представляет ничего преступного, и в день 19-го Кислева (декабрь) 1798 г. Ш. был освобожден. Противники Ш., однако, не думали сложить оружие. В 1800 г. виленскими деятелями был командирован в Петербург Авигдор Хаимович. Авигдор Хаимович в пространном прошении на имя императора Павла I сообщает о вредной деятельности хасидов и о том, что Ш. с преступными целями отправляет ежегодно большие суммы в Турцию. В том же году поступил отзыв Державина (см.), ревизовавшего тогда Белоруссию, о вредной деятельности Ш., с которым он имел личное столкновение. 9 ноября 1800 года Ш. был вторично арестован, привезен в Петербург и заключен под арест, который позже был с него снят с запрещением отлучки из столицы до окончания его дела в Сенате. Лишь в конце марта 1801 г., с восшествием на престол императора Александра I, Ш. был освобожден. После этого он переселился в м. Ляды, где отдался всецело своим научным работам, заботам об упорядочении хасидских общин и духовному руководительству своими последователями. В 1805 году возник спор между вождем палестинских хасидов, р. Авраамом Калискером, и Ш. (см. Калискер Авраам), а в 1807 г. между последним и р. Барухом из Тульчина (см. Барух из Тульчина), которые причинили Ш. большие неприятности. Во время Отечественной войны Ш., опасавшийся, что с "победой Наполеона над Россией сокрушатся устои иудаизма, проявил необыкновенную энергию в организации сети добровольных военных разведчиков из евреев и приказал всем своим последователям оказывать всяческое содействие русскому правительству, невзирая ни на какие опасности. (Любопытное воззвание на русском языке р. Шнеура-Залмана к своим последователям опубликовано С. М. Гинзбургом в его "Отечественная война 1812 г. и евреи". Многие фразы в этом воззвании вызывают, однако, сомнение в точности перевода). С приближением французских войск к местопребыванию Ш. последний вместе с семьей уехал в Красное, где присоединился к обозу русских войск под начальством генералов Неверовского и Оленева, а затем пристал к обозу генерала Толстого в Вязьме. Вместе с русскими войсками, отступившими от Вязьмы к Можайску и от Можайска к Курску, р. Шнеур-Залман проделал утомительный путь, пока не добрался до села Пены (Сумского уезда Курской губ.). Здесь он скончался 24 Тебета 1812 г. Тело его было перевезено в м. Гадячи (Полтавской губ.). Сюда стекаются по сию пору паломники. На его могиле сооружен шатер.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шнеур залман бен-барух
Значение слова шнеур залман бен-барух
Что означает шнеур залман бен-барух
Толкование слова шнеур залман бен-барух
Определение термина шнеур залман бен-барух
shneur zalman benbaruh это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):