Большая биографическая энциклопедия - шостакович дмитрий дмитриевич
Шостакович дмитрий дмитриевич
(род. 1906) — советский композитор. Окончил Ленинградскую гос. консерваторию по классу композиции у М. Штейнберга. В начале своего творческого пути находился под сильным влиянием современной урбанистической западноевропейской музыки (в частности Стравинского и Прокофьева). С 1928—29 в творчестве Ш. наметился решительный перелом в сторону преодоления этих влияний, углубления социальной тематики и реалистического воспроизведения действительности. Характерной чертой творчества Ш., отличающегося ярким мастерством, волевой напряженностью и четкостью конструктивных моментов, является стремление к острому сатирическому гротеску. Наиболее значительные сочинения Ш.: Симфония, симфоническое "Посвящение Октябрю", оперы: "Нос" (по Гоголю), "Леди Макбет Мценского уезда" (по Лескову), балет "Золотой век", музыка к звуковым фильмам "Одна", "Златые горы" и др.
Шостакович, Дмитрий Дмитриевич
(род. 25.IX.1906 в Петербурге, ум. 9.VIII.1975 в Москве) — сов. композитор, пианист, педагог, муз.-общественный деятель. Музыкой начал заниматься с 9 лет. Первоначальное муз. образование получил дома (уроки фп. у матери) и в муз. школе И. Глиссера (1916—18). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фп. — у Л. Николаева (оконч. в 1923) и композиции — у М. Соколова, М. Штейнберга (оконч. в 1925). В качестве дипломной работы представил Первую симфонию (1-е исп. 12.V.1926 в Бол. зале Лен. филармонии п/у Н. Малько). В 1927—30 аспирант кл. композиции М. Штейнберга. В 1927 участвовал в I Междунар. конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома; до 1930 продолжал интенсивную концертную деятельность. В 1937—41, 1945—48 преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории (с 1939 профессор), параллельно с 1943 по 1948 руководил классом композиции в Московской консерватории. В годы Великой Отечественной войны работал до окт. 1941 в осажденном Ленинграде, занимаясь сочинением Седьмой симфонии, затем — в Куйбышеве. В 1943 переехал на постоянное жительство в Москву; руководил аспирантурой (1963—66) на композиторском фак. Ленинградской консерватории. В 1965 ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения. К числу учеников Ш. принадлежат В. Баснер, И. Болдырев, Р. Бунин, Д. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, А. Лобковский, Г. Свиридов, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский, частично (в аспирантуре) Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Значительное место в жизни Ш. занимала общественная деятельность. С 1939 по 1948 он чл. президиума оргкомитета СК СССР, с 1937 по 1948 чл. правления Лен. отд. СК (в 1947—48 пред. правления), в последующие годы чл. правления и секретарь СК СССР и СК РСФСР (в 1960—68 первый секретарь СК РСФСР). С 1947 неоднократно избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. С 1941 чл. Славянского комитета СССР, с 1949 чл. Советского комитета защиты мира, чл. сов. делегаций на различных междунар. конгрессах (Польша, Австрия, США и др.), многократно представлял сов. муз. культуру за рубежом как композитор и муз. деятель. Заслуги Ш. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1942), нар. арт. РСФСР (1948), нар. арт. Башк. АССР (1964), нар. арт. Бурят. АССР (1969), нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966); награжден орденами Ленина (1947, 1956, 1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1940). В 1954 удостоен международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами"; лауреат Ленинской (1958) и Гос. премий СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Широким признанием пользуется творчество Ш. за рубежом. Он избран почетным чл. Шведской муз. академии (1955), Академии искусств ГДР (1955), Академии Санта-Чечилиа в Италии, Английской королевской муз. академии (1958), почетным доктором Оксфордского университета; лауреат премии им. Сибелиуса; командор франц. Ордена искусств и литературы (1958), почетный чл. Американской академии наук (1959) и др. Музыка Ш., композитора, наделенного ярчайшей творческой индивидуальностью и неповторимым муз. почерком, художника-мыслителя и гражданина, новатора и вместе с тем "прямого наследника классического русского искусства" (Ю. Шапорин), насыщена действенным советским гуманизмом и этическим пафосом, проникнута глубоким, но сдержанным в своем внешнем выражении чувством в сочетании с могучей интеллектуальной силой. При всем разнообразии затронутых им жанров Ш. симфонист-драматург по преимуществу, он достиг исключительного мастерства в развитии музыкально-образного содержания и в овладении всеми музыкально-выразительными средствами, в частности полифонической техникой.