Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - шпаковский анатолий игнатьевич

Шпаковский анатолий игнатьевич

(1895—1988) — спец. в обл. филос., культурологии и социол., поэт; д-р филос., проф. Род. в Петербурге. Гимназию и два семестра ун-та окончил в Москве. Гражд. война помешала ему завершить образование в России. Ш. изучает филос. во Франции — в ун-те г. Нанси. С середины 20-х гг. Ш. преподает франц. яз. и филос. в Сербии, в городах Великая Кикинда и Великий Бечкерек. С 1937 Ш. проживал в Новосадской рус. колонии (г. Новый сад, Сербия), преподавал в Сербской мужской гимназии, сотрудничал в "Летописи Матицы Сербской". В Любляне защитил докт. дисс у филос. и психолога Франца Вебера. В Новом Саде опубликовал ряд кн. и брошюр на нескольких языках. В своем первом опубликованном труде на сербском языке — "Культурная перспектива Королевства СХС" (1928) — Ш. отмечает, что сербскому духу важно полностью не подчиниться мощному влиянию западноевроп. цивилизации. Он затрагивает вопросы культуры, ее эволюции и призывает к устранению раздвоения т.н. "сербской" души (влияние Азии) и "отмежевавшейся" души (влияние Европы). В трактате "Кризис школьной системы, порожденный кризисом культурных форм жизни" (1932) Ш. подмечает кризис всех видов дух. деятельности, проникший в Сербию из Зап. Европы, и видит освобождение от чуждого для славян налета ев-роп. кризиса в обращении к "культурной силе Славянства". Одновременно он приветствует созданную Европой высшую культурную ценность — личность как необходимое условие для дух. стимула коллектива. Первый труд Ш., опубликованный на рус. яз., вышел в Новом Саде (1934) — "Разрешение судьбы человеческой". Он посвящен вопросам личности, творцу культуры. Ш. различает тип человека периферии жизни (человек от мира сего), с утилитарным началом, и тип человека глубин жизни (человек не от мира сего), творящего культуру как высший лик жизни. Первый тип в лучшем случае-закрепляет культуру, но большей частью живет дух. и моральным паразитом. Философ-культуролог ищет выход из совр. кризиса. Выразителем и пророком гибели западноевроп. культуры Ш. считает О.Шпенглера, но взгляды последнего на религию противопоставляет мыслям Н.А.Бердяева о судьбе и миссии христианства. В др. работах ("Философские мелочи" и "Человеческое "Я" и культура") Ш. подчеркивает, что в эпоху кризиса культуры начинает воскресать интерес к религ. преображению человека. "Человек нашего времени устал от бега своего духа в мир внешн. — феноменального и ищет в себе самом преодоление своего бессилия перед миром и его динамикой". Ш. развивает идеи своего учителя Ф. Вебера о разделении сознания на 4 обл. (представление, мышление, чувствование, стремление). Он полагает, что аналитическая психол. может оказаться новым стимулом в развитии рус. филос. мысли. В 1942 Ш. покидает Новый Сад и уезжает в Германию, а в 1951 иммигрирует в США, где в 1957 становится проф. социол. Джексонвилльского колледжа в штате Алабама. Продолжает писать кн., статьи в амер. и европ. ж., состоит чл. Амер. социол. об-ва, Об-ва славянских наук в США, Королевского филос. ин-та в Лондоне, Об-ва Канта в Германии и др. В течение всей жизни Ш. писал стихи на рус. яз., но рукописные листы терялись во время частых странствий. Единственный сб. его стихотворений — "На путях жизни и мысли" — был издан в 1962 вашингтонским рус. книгоизд-вом.

Соч.: Kulturna perspektiva Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca. Velika Kikinda, 1928; Kriza skole и vezi sa krizom kulturne forme zivota. Velika Kikinda, 1932; Разрешение судьбы человеческой. Новый Сад, 1934; Философские мелочи. Новый Сад, 1935; Человеческое "Я" и культура. 1: Аналитическая структура человеческого сознания. Новый Сад, 1936; Gedanken. 2. Teil. Neusatz, [s.a.]; Kleinere philosophische Schriften. 2. Buck. Vel. Kikinda, 1938; Das menschliche "Ich" und die Kultur: Der psychische Dinamismus und seine Gestaltung der Welt. Novi Sad; Das menchliche "Ich" und die Kultur: Der Parallelismus der dynamischen Entwicklung des Ich und der Kultur. Novi Sad, 1941; Filozofiai miniurok. Ujvidek, 1942; Die Perspektiven einer Kultur... Berlin, 1961; На путях жизни и мысли. Вашингтон, 1962; Freedom, Determination, Indeterminism. The Hague, 1963; Reflections and Impressions, [s.1, s.a]; Ideologies (Weltanschauungen) and the Problem of Good and Evil. Huntsville,

1978.

А.Арсенъев

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шпаковский анатолий игнатьевич
Значение слова шпаковский анатолий игнатьевич
Что означает шпаковский анатолий игнатьевич
Толкование слова шпаковский анатолий игнатьевич
Определение термина шпаковский анатолий игнатьевич
shpakovskiy anatoliy ignatevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):