Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сильвестров вячеслав владимирович

Сильвестров вячеслав владимирович

(05.01.1940—07.11.1989) — спец. в обл. диалектики и теории культуры; д-р филос. наук. Род. в Воронеже. Окончил лечебный ф-т 2-го Моск. гос. мед. ин-та (1963). Работал врачом-психиатром. В 1965—1968 учился в асп. по филос. при кафедре филос. 2-го Моск. гос. мед. ин-та. Канд. дисс. — "Логическая структура дотеоретическо-го и первоначального теоретического мышления" (1971). В 1968—1972 работал вначале преп., затем ст. преп. кафедры филос. 2-го Моск. гос. мед. ин-та. В 1972—1988 — ст. преп., затем доц. (с 1981) кафедры филос. наук и идеол. проблем Дипломатической академии МИД СССР. Докт. дисс. — "Философское обоснование теории и истории культуры" (1989). В 1988—1989 — и.о. проф. кафедры филос. Моск. ист.-архивного ин-та. С. разработал оригинальную филос. концепцию (в рамках направления, начатого трудами М.Б.Туровского) совр. культуры и образования, основанную на синтезе принципов преемственности деятельности. В центре его внимания — осознание значения человека как образца и цели процесса деятельности и общения. Насущность этой проблемы определяется тем, что в совр. об-ве преемственность деятельности не может осуществляться на основе воспроизводства предзаданного образца. С т. зр. С., для европ. культуры традиц. типы формирования человека субъектом деятельности представлены в ее мифологич. и религ. предпосылках, а рефлексивно — в диалектич. синтезах античной (Платон и неоплатонизм) и новоевроп. филос. (Гегель), но в абсолютизированной, исключающей друг друга форме. Условием же формирования субъекта совр. деятельности и поэтому основой будущей интеграции образования является их диалектич. сопряжение как дополнительных. В класс. филос. это сопряжение осуществлялось благодаря абсолютизации либо объекта деятельности (космос в античной филос), либо ее субъекта (Бог в новоевроп. филос), как предпосылок деятельности. Античная диалектика занята вопросом о происхождении субъекта из иного (объект как источник преемственности), а новоевроп. филос— вопросом удержания объекта через способы деятельности субъекта. Совр. теоретизирование отказывается от абсолютизации, однако ценой отказа является потеря сопряженности этих предпосылок. В результате возобновление деятельности рассматривается либо относительно сложившейся в Европе традиции объектив-но-науч. преобразования деятельности, когда из поля зрения теоретика выпадают вопросы ценностного отнесения мотивов и результатов деятельности, либо относительно гуманистической и экзист.-нравств. проблематики, когда вне сферы интересов остаются проблемы орудийно-деятельностного воплощения целей и идеалов. Эти направления С. обозначает как сциентизм и филос. антропологию, имея в виду не только известное направление филос. XX в., но и примыкающие к нему по ориентации на рефлексирование особого характера человеч. бытия. С. предлагает продумать принципы формирования субъекта совр. деятельности на основе соотнесения диалектик Платона и Гегеля, опираясь на опыт диалектич. конструирования в совр. филос. (А.Ф.Лосев, М.Б.Туровский и др.), идеи диалога в культуре (М.М. Бахтин). На этой основе возникает возможность теор. осмыслить целостность образовательного процесса, отсутствие к-рой является симптомом кризиса европ. культуры.

Соч.: Принципы историзма в культурологии и естественнонаучных концепциях развития // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984; Проблема преемственности в философской культуре (античность средневековье Новое время) // Философия и история культуры. М., 1985; Типология диалектики. (Депонир.). М., 1986; О происхождении универсального текста современной культуры // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 6; Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990; Теория и история культуры в составе образовательной деятельности // Культура, традиции, образование. Вып.1. М., 1991; Понятийная основа соотношения "логоса" и "эйдоса" в европейской философской традиции // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991;

Культура. Деятельность. Общение. М" 1998.

А.Ю.Шеманов

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сильвестров вячеслав владимирович
Значение слова сильвестров вячеслав владимирович
Что означает сильвестров вячеслав владимирович
Толкование слова сильвестров вячеслав владимирович
Определение термина сильвестров вячеслав владимирович
silvestrov vyacheslav vladimirovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):