Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - симеон архиепископ новгородский

Симеон архиепископ новгородский

(до хиротонии Самсон) — святой, архиепископ новгородский, раньше инок Хутынского монастыря. При нем был сильный мор в Новгороде и его окрестностях; в 1418 г. он усмирил бунтовавших новгородцев. В 1419 г. С. обозревал церкви Корельской земли, разоренной мурманами; ездил в Псков и поучал там народ и иноков. Скончался в 1421 г., погребен на Мартириевой паперти Софийского собора; мощи его под спудом. Память С. 10 февраля. От С. сохранились послание в Святогорский монастырь о соблюдении общежительного устава, послание в Псков (в Никоновской летописи) и поучение о молитве.

{Брокгауз}



Симеон, архиепископ Новгородский

(в иночестве Сампсон) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.

† 1421; память 15/28 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

11 августа 1415 года избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря.

15 марта 1416 года святителем Фотием, митрополитом Киевским и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня, 2/15 июля), в Москве, в Архангельском соборе, рукоположен во иеродиакона, 21 марта — во иеромонаха, а 22 марта — во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.

16 апреля 1416 года архиепископ Симеон был торжественно встречен в Новгороде посадником, тысяцким и клиром Святой Софии. В тот же год на свои средства он воздвиг в Новгороде две каменные церкви: во имя святителя Московского Петра на воротах архиерейского дома и во имя святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором.

В 1417 году во время мора совершал крестные ходы вокруг Новгорода и освятил возведенную за один день деревянную церковь во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы — "святую Ностасью".

В 1418 году архиепископ Симеон выступал сначала посредником между враждующими народом и боярами, а затем и миротворцем, остановив разгоревшееся на мосту через Волхов сражение между Торговой и Софийской сторонами. Владыка Симеон в полном облачении, сопутствуемый собором духовенства, вышел на Волховский мост, стал на средине и начал благословлять обе стороны святым крестом; при виде этого многие прослезились, а другие спешили повергнуться пред владыкою, и все, по благословению его, разошлись в свои дома.

Осенью 1418 года после заключения новгородцами мира с Псковом ездил туда на месяц для отправления суда и произнес там Поучение о необходимости воздавать честь и покоряться "своему святителю и отцем... духовным", не похищать чужого, не радоваться чужой беде, не гордиться и не обижать Церковь — "не вьступатися ни во чтоже, елико изначала епископии потягло... в земли, в воды, в суды, в печать и во все пошлины церковныя..." Кроме того, он написал в Псковский Снетогорский монастырь Послание о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям, где говорит, что слышал, что в монастыре живут "не почернечьскы, духовника не держать, а у игумена и у старцов не в послушании", а кроме того, что "иныя черньци, да из монастыря вышедше вон, да подъимають мирьскыя люди и мирьскыя судья на игумена и на старцов..." Нарушителей порядка он повелевает изгонять, не возвращая им их взноса ("а взнесенаго ему не дати"). Князю, посаднику и судье запрещает вступаться в монастырские распри и говорит, что имущество умерших монахов наследует монашеское общежитие, а не "мирьский человек... или род".

25 февраля 1419 года архиепископ Симеон благословил принятого новгородцами князя Константина Дмитриевича, поссорившегося со своим братом, великим князем Василием Дмитриевичем, а в 1421 году с посадниками, тысяцким и боярами, одарив его, проводил из Новгорода.

В 1419 году архиепископ Симеон объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы произвели в ней опустошение и разорили несколько церквей и монастырей. В целях примирения карелов с норвежцами и для распространения христианства среди язычников неоднократно совершал поездки на север.

Скончался 15 июня 1421 года. Погребен в Мартириевой паперти Новгородского Софийского собора. Мощи его покоятся под спудом.

Труды:

Послание в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительного устава // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, №24.

Поучение в Псков // Полное собрание русских летописей. — 2-е изд. — Л., 1925. — Т. 4, вып. 2, с. 424—425.

Поучение о молитве (синодальная рукопись, № 321).

Литература:

Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 231—239.

Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 213, 241. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. — Новгород, 1897. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 1, с. 200—204. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 236.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 218—219.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 35.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 157.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 524. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 792. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 193.

Новгородский месяцеслов с краткими жизнеописаниями святых угодников [Усинин А. А.]. — СПб., 1882, с. 59—61.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 104.

Исторический вестник. — СПб., 1900, октябрь, с. 250.

Православный собеседник. — Казань, 1860, май, с. 49.

Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 6, с. 66—67.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 17, с. 284.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2060. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 29-а (кн. 58), с. 922.

Прохоров Г. М. Симеон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 333—334.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое симеон архиепископ новгородский
Значение слова симеон архиепископ новгородский
Что означает симеон архиепископ новгородский
Толкование слова симеон архиепископ новгородский
Определение термина симеон архиепископ новгородский
simeon arhiepiskop novgorodskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):