Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - симон чиж

Симон чиж

— святитель, митрополит Московский и всея Руси.

† 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

С 1490 года — игумен Троице-Сергиева монастыря.

Имел прозвище Чиж, о чем сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ, Пг., 1921, т. 24, с. 213); сообщение это подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571.

6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию.

20 сентября 1495 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.

Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Ивана III Димитрия, а затем его сына Василия Ивановича.

В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении.

Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября).

Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом († 1516, память 16/29 марта). Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.

Митрополит Симон — муж непорочной жизни, великого смирения, украшенный всеми добродетелями.

26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля 1511 года. Однако по другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года (ПСРЛ, т. 24, с. 217.). Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

Митрополит Симон был весьма начитанным человеком, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания (архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого). Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол (ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, № 17), а в Московский Успенский собор — Златоструй (ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14) и Евангелие-апракос (ГоС. Оружейная палата, № 15004).

Митрополит Симон был хорошим иконописцем; известна написанная им икона Божией Матери Владимирская.

Труды:

Поучение священнослужителям // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841 — 1842. — Т. 1, № 109.

Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года // Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 60, 61.

Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495— 1505гг.) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 103. Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.). — Там же. №112.

Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.). — Там же. № 112. Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 1, 383.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 1, с. 1400,1412,1544,1555,1558,1560. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842— 1843. — Т. 7, прим. 383.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 125, 127, 207. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель, с. 199—204. Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. — Свято-Троицко-Сергиева лавра, 1912, с. 14,15,19, 22, 25, 45. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5,138.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 366.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902. — Т. 2, с. 372.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 427.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 122. Московский кафедральный Чудов монастырь. — М., Свято-Троице-Сергиева лавра, 1896, с. 45. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. — М., 1903—1911,1908, 1916, доп. т. 2, с. 443, прим. 2. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 103.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891. № 522.

Русская старина. — СПб., 1882, апрель, с. 83; июнь, с. 64.

Православный собеседник. — Казань, 1867, июнь, с. 150.

Русский архив. — М., 1895. — Кн. 1, № 1, с. 15.

— 1900. — Кн. 2, № 7, с. 333. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2061. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 493—494. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т, 4, ч. 1, с. 68, 78, 82—85, 179,185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч 2, с. 15. Буланин Д. М. Симон (по прозвищу Чиж) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 336—339. Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Русская Православная Церковь, с. 73.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое симон чиж
Значение слова симон чиж
Что означает симон чиж
Толкование слова симон чиж
Определение термина симон чиж
simon chizh это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):