Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - симон епископ владимирский

Симон епископ владимирский

— святой, сначала монах Печерского монастыря в Киеве, потом игумен Владимирского Рождественского монастыря, с 1215 г. епископ владимирский; † в 1226 г. Известен как автор 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому иноку Поликарпу. Эти повести помещены в больших выдержках в разных археологических изданиях, а в целом составе — в "Патерике" киевском (см. соотв. статью; см. в "Обзоре" Филарета черн. № 44), без того "послания" к Поликарпу, которое было им предпослано. "Послание" и "повести" замечательны, между прочим, по историческим деталям о жизни преподобных, изображаемых С. Он написал "Повесть об основании Печерской обители", где содержится рассказ о некоем Шимоне, благотворителе храма обители, который был сначала латинянином, потом у преп. Феодосия научился истинно веровать в И. Христа, обратив за собою в православие до 300 душ ради чудес Феодосия. В "Повести" упоминается о греческих живописцах, работавших в храме, и о "Греческих книгах блюдомых на память". В. Н. Татищев видел список "летописи", в которой С., пользуясь библиотекой князя Константина, записал некоторые события 1200—25 гг., хваля князя за его любовь к просвещению; эта летопись после Татищева не найдена. Этот С., составитель части Печерского патерика, большинством писателей смешивается со св. С., епископом Суздальским и Ростовским, жившим в начале XII в. и бывшим третьим или (по другим летописцам) пятым епископом Ростовской области. Тело С. I в нетлении почивает в киевских пещерах; С. II погребен во Владимирском Успенском соборе. Архиепископ Сергий в брошюре "Св. С., епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899) устанавливает существование св. С. I и С. II и делает предположение, что празднование церковью 10 мая памяти св. С. установлено в Киеве первоначально в честь С. первого (суздальского), почивающего в Печерской лавре; впоследствии же (не позднее XVII в.) на основании печерского патерика или послания С. II Поликарпу (в патерике) образовалось мнение, что почивающий в Киево-Печерской лавре и есть С. владимирский, написавший это послание. См. изд. Яковлева, в "Памятниках русск. литературы XII и XIII в." (СПб., 1872), и М. Викторовой, "Киево-Печерский патерик по древним рукописям" (Киев, 1870).

{Брокгауз}



Симон, епископ Владимирский

— святитель, епископ Владимирский и Суздальский.

† 1226, память 10/23 мая, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2—ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов.

По предположению академика П. Г. Буткова (1775 —1857), святитель Симон родился около 1166 года. Круг источников, из которых можно почерпнуть сведения о святителе Симоне, видном церковном деятеле и незаурядном писателе, невелик: это сочинения Симона и Поликарпа, составившие ядро Киево-Печерского патерика, а также свидетельства русских летописей. Из них известно, что Симон с молодых лет жил в Киево-Печерской лавре, где и принял пострижение в монашество.

С 1206 года — игумен монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. Был духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо).

В 1215 году по повелению великого князя Юрия Всеволодовича, желавшего иметь в своей столице городе Владимире самостоятельного епископа, поставлен первым епископом Владимирским и Суздальским.

Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липецкой битве (1216 г.) князь Юрий Всеволодович был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, епископ Симон следует за княжеской семьей в городец Радилов, оставляя епископию.

В 1217 году он сопровождает Юрия Всеволодовича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переезжает с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел.

Епископ Симон возвращается на епископию только в 1219 году после смерти Константина и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодовича.

Скончался 22 мая 1226 года, незадолго до смерти приняв схиму.

Епископ Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. После канонизации в XVII веке его мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру.

Летопись называет Симона "учительным", книжным, хорошо образованным для своего времени.

Его идеал — смирение, простота и затворничество. Пастырь, несший апостольский подвиг просвещения восточной Руси светом христианства. Целые толпы народа сходились послушать благодатное слово святителя, научаясь от него истинам святой веры.

Духовный писатель. Один из авторов Киево-Печерского Патерика. Составил жизнеописание Киево-Печерских подвижников, вошедшее впоследствии в состав первоначального Патерика Печерского.

Находясь во Владимире, продолжал тосковать о Киеве. В послании к своему другу, монаху Киево-Печерской обители Поликарпу, писал: "Я бы рад оставить епископство и служить игумену (печерскому), но знаешь, что удерживает меня. И кто не знает меня, грешного епископа Симона, и этой соборной церкви владимирской, красоты города, и другой, суздальской церкви, которую я создал? Сколько они имеют городов и сел? И десятину собирают по всей земли той, и всем тем владеет наша худость. Но пред Богом скажу тебе: всю сию славу и власть я за уметы вменил бы, если бы мне колом торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми. День один в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести, и я гораздо охотнее согласился бы пребывать в нем, нежели жить в селениях грешничих".

Труды:

Послание смиренного епископа Симона Владимирского к Поликарпу, черноризцу Печерскому // Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. — М., 1821, с. 249—257. Сказания Симона, епископа Владимирского и Суздальского о святых черноризцах печерских. Слово о создании церкви Печерской.

Литература:

Бутков П. Ответ на новый вопрос о Несторе, летописце русском. — СПб., 1850, с. 10. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 1-е изд. — СПб., 1895, с. 112—117.

Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, май, с. 165. Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI—XIII веков. — Киев, 1900, с. 142,193—202. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. — М., 1888, с. 45, 257, 267.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 47, 76. Нарбеков В. А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20— 26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. — Казань, 1907, с. 27. Германов С. На Афон и Святую Землю. — М., 1912, ч. 1, с. 24.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 1, с. 728, 731, 750, 751, 752. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М., 1880. — Т. 1,1-я половина, с. 628, 749, 778. Протопопов Н. Очерки по истории древне-русской письменности от начала письменности до XVIII в. — 1902, с. 64—73. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888, пер. 1, с. 48, 86,183.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных. — 3-е изд. — СПб., 1900, май, с. 278, 426. Титов А. А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). — М., 1892. Иоасаф (Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. — Владимир, 1857. Калайдович К. Ф. Памятники русской словесности XII века. — 1821, с. 241. Галахов А. История русской словесности, древней и новой. — СПб., 1863. — Т. 1, с. 301. Пыпин А. Н. Истрия русской литературы: в 3 т. — СПб., 1898—1899. — Т. 1, с. 140. Игнатий (Малышев Иван Васильевич), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. — СПб., 1875. — Т. 1. Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней: в 3 т. — СПб.,1900, — Т. 1, с. 82,107—108. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. — М., 1807—1815. — Т. 1, с. 240.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое симон епископ владимирский
Значение слова симон епископ владимирский
Что означает симон епископ владимирский
Толкование слова симон епископ владимирский
Определение термина симон епископ владимирский
simon episkop vladimirskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):