Большая биографическая энциклопедия - симон кохановский
Симон кохановский
— из воспитанников Киевской академии. В 1721 г. находился в Нарве как флотский иеромонах; по определению Св. Синода от 20—29 октября того же года учитель-иеромонах назначен проповедником Слова Божия в С.-Петербурге с положением ему "трактамента против обретающихся в Москве подобных ему учителей вдвое одной персоны", каковой он и получал в Св. Синоде из наличных синодских сумм. Феофан Прокопович, Псковский архиепископ, в донесении от 28 февраля 1722 г. жалуется Св. Синоду на досады, причиненные ему иеромонахом С. Кохановским, и в доказательство справедливости жалобы ссылается на приложенное к донесению письмо С. к Нежинскому архимандриту Епифанию, в коем Феофан видит дерзкое коварство С. Св. Синод постановил: асессорам в С.-Петербурге послать указ, чтобы иеромонаха С. немедленно выслали из С.-Петербурга в Москву под конвоем, наняв подводы на его счет; чтобы все его пожитки "запечатали тайно", а письма, какие найдутся, взяли и, не прочитывая их, также прислали немедленно в Москву. 7 марта этого года С. был выслан в Москву, а 9 марта были высланы и письма его в двух ящиках и, сверх того, в особом пакете. По прибытии в Москву С. был отправлен в Златоустовский монастырь при указе, "чтоб его содержать под таким присмотром, дабы к нему никто допускаем не был и ни с кем бы никаких разговоров он не имел и чернил и бумаги ему не давать". 8 июня, по выслушании дела, Св. Синод постановил: отрешить иеромонаха С. от должности проповедника в С.-Петербурге и отослать его на обещание в Киев. Просьба С. от 30 июня того же 1722 г. о высылке ему его книг и других вещей (в реестре значатся между прочими: Пуфендорф рукописный и Юст Липсий рукописный) была исполнена асессорами Св. Синода 28 июля. Заметим, что в докладе преосвященного Афанасия, епископа Вологодского, Св. Синоду о разностях Киевской, Черниговской и Малороссийской церквей с Греческою и Велико-Российскою, о которых писал в своих письмах иеродиакон Макарий, говорится таким образом о неправильных суждениях С. относительно святых: "а что Кохановский говорил, и ежели то правда, то хула святых признавается". В 1724 г. игумен Мгарского Лубенского монастыря Илларион Рогалевский, жалуясь Св. Синоду на киевского архиепископа Варлаама Вонатовича за удаление его от управления монастырем вследствие ложного доноса братии монастыря о расхищении им монастырского имущества, изъясняет, что следствие по оному доносу производил незаконно "отец С. Кохановский, который делал в монастыре, что хотел, показуючи не христианство, а бесчеловечие, скарб его (Иллариона) описал и опечатал, а его самого отправил в Киев, где он был помещен в смрадной келье, аки в темнице". В "Обзоре" Филарета Черниговского показаны следующие ученые труды С.: 1) Слово, произнесенное в день Благовещения в Ревеле 1720 г., замечательное по обличению раскольников, бывших в то время в Лифляндии. Слово издано у Пекарского; 2) перевод Юста Липсия: "Увещания и приклады политические, от различных историков Юстом Липсием на латинском языке собранные, а ныне тщанием и трудами иеромонаха Кохановского русским языком написанные лета 1721". Но ученых трудов его было больше, как видно из нижеследующего. В донесении Св. Синоду от 4 августа 1722 г. С. пишет: "взято у меня в Св. Правительствующий Синод две книги рукописные, моими трудами из латинского языка на русский язык переведенные: одна книга Самуила Пуфендорфа: "О законах естества и народов", а другая "Exempla" Фата Лепсия; того ради прошу всесмиренно Ваше Святейшество да повелит... заплатити мне за тие книги, буде годятся". Св. Синодом постановлено было заплатить иеромонаху С. 20 рублей. В бытность свою проповедником в С.-Петербурге, он имел поручение от Св. Синода составить ответ на какое-то раскольническое толкование на книгу Апокалипсис, для чего и передано было ему оное толкование, конфискованное вместе с письмами его. Более мы не имеем сведений в ученой литературе о жизни и трудах С. Кохановского.
"Описание документов и дел Архива Св. Синода", т. I, № 414, столбцы 492—493; № 689, ст. 729—730; № 716, ст. 741—742; № 744, ст. 761. т. II, ч. 1-я, № 286, ст. 421—427; т. II, ч. 2-я, № 909, ст. 152—153; т. III — № 450, ст 476; т. IV — № 249, ст. 243—244; т. VІ — Приложения XVI, ст. CLXXIII. — Филарет Гумилевский, архиеп. Черниговский, "Обзор", 1 и 2 кн. 1884 г., стр. 281—285. — Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Великом", 1862 г., т. I, стр. 218—219, 492—494; т. II, стр. 480. — Новиков, Н. И., "Опыт словаря о российских писателях".
А. Никольский.
{Половцов}
Симон Кохановский
— иеромонах, от синода определенный проповедник в СПб., состоявший при Феофане Прокоповиче, в доме которого он жил. Свои предики Кохановский говорил в соборной Троицкой церкви; из них две, сказанные в 1720 г.: "о звании Божии общем" и "о звании Божии собственном", послужили поводом к обвинению С. в ереси. В 1722 г. Феофан подал на него в Синод жалобу, вследствие которой С. был выслан из Петербурга. Имя С. как переводчика значится на русском переводе сочинения Юста Липсиуса "Monita et exempla politica" — "Увещания и приклады политические". Рукопись эта не была напечатана (вероятно — не дозволена), но по библиографическим указаниям она известна в нескольких экземплярах ("Извест. Археол. общества", VII, 213; Пекарский, "Наука и литература в России при Петре", I, 218—220).
Н. Б—в.
{Брокгауз}
Симон Кохановский
иеромонах-писатель конца XVII в.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия
2009