Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - симон лагов

Симон лагов

(в миру Стефан) — архиепископ Рязанский и Зарайский в самом начале XIX века. Он был сын монастырского крестьянина, родился в посаде Лыткине, близ Вологды. За хороший голос в 1736 г. взят был в архиерейские певчие к архиепископу Амвросию Юшкевичу, который полюбил мальчика, освободил его из податного сословия, взял его с собою в Новгород и там в 1740 г. определил в новоучрежденную семинарию. Педагогическую свою деятельность он начал с Московской дух. академии (в 1754 г.) и продолжал (с 1755 г.) в Новгородской семинарии, где постепенно был учителем, вице-префектом (с 1757 г.), префектом (с 28 апреля 1758 г.), вице-ректором (с 22 мая 1759 г.) и ректором (с 8 ноября 1759 г.). В Новгороде он 10 апреля 1758 г. постригся в монашество с именем Симона, рукоположен в иеромонахи и возведен в сан архимандрита (в январе 1759 г.). В августе 1761 г. он был переведен в Кириллов-Белозерский монастырь и вскоре назначен членом Св. Синода, почему по большей части жил в Петербурге. В 1764 г., 28 октября, перемещен в Московский Новоспасский монастырь, а в 1769 г., 6 сентября, хиротонисан в епископа Костромского и Галицкого. В 1778 г., 31 марта, переведен в Рязань и 1 ноября, 1792 г., возведен в сан архиепископа; скончался 17 января 1804 года. Из сочинений его известны: "Поучения Костромской пастве", 1776 г.; "Новое собрание поучений", 1778 и 1796 гг.; "Слова и речи, говоренные в Рязани", 1779 и 1781 гг.; "Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией", 1787 г.; "О пасхалии", 1799 г.; "Увещательное послание к рязанской пастве против раскольников", 1852 г.; "Наставление правильно состязаться с раскольниками", М. 1858 г.

"Странник", 1870 г., т. IІ., 73—120; 155—193.

Здр.

{Половцов}



Симон Лагов

(Симеон Логовский) — замечательный церковный деятель, сверстник и друг св. Тихона Задонского, вместе с которым учился в новгородской семинарии. В 1758 г. принял монашество; скоро получил сан архимандрита и сделан был членом Синода. В 1769 г. С. посвящен в епископа Костромского, а в 1778 г. переведен в Рязань. Будучи архиереем, он был вместе с тем и ректором семинарии и сам преподавал некоторые предметы. Это был один из ученейших архипастырей русской церкви во 2-й полов. XVIII в. Первым делом его было составить для своей паствы краткий катехизис, помещавшийся на одном листе; он велел списать с него по два экземпляра для каждой церкви епархии; один назначался для чтения священником с амвона, другой прибивался на дверях церкви и читался желающими. Второй его главной заботой была борьба с расколом: он составил и разослал по всем церквам своей епархии наставление, которое должно было прочитываться священниками. С. едва ли не первый из русских архиереев установил обязательное произнесение всеми священниками по одной проповеди своего сочинения в городском соборе. С целью приобретения священниками навыка к этому делу он учредил методическое толкование катехизиса. Послания к духовенству или ко всей пастве были любимою формою учительства преосв. С. Замечая не раз, что даже во время архиерейского богослужения присутствующие в храме разговаривают о постороннем и нюхают табак, он составил книжку "Поучение, как подобает стояти в храме во время свящ. службы", велел консистории сделать свод правил и узаконений касательно неприлично ведущих себя в храме и сбор штрафов за нарушение порядка в храме поручил монашествующим. Его "Наставление правильно состязаться с раскольниками" до 1858 г. выдержало восемь изданий; с ним тесно связано послание 1798 г. к пастве против раскольников (изд. СПб., 1852). О работах С. по пасхалии см. А. С. Родосский: "Описание книг гражд. печати XVIII в., хранящихся в библ. Сиб. дух. акад.". Значительная часть посланий и церковно-богословских рассуждений С. напечатана в костромских и ярославских "Епархиальных ведомостях" и в "Памят. книжке Костром. епархии 1868 г.". Особенно подробно говорится о С. в "Записках" костром. протоиерея М. Диева, которыми пользовался преосв. Макарий в своих статьях о С. в журнале "Странник", 1870 г., VIII и IX кн.

{Брокгауз}



Симон Лагов

(Стефан) — архиепископ Рязанский и Зарайский.

Родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды в семье монастырского крестьянина.

В 1736 году за хороший голос Стефан был взят певчим в хор епископа Вологодского Амвросия (Юшкевича; 11745).

В 1740 году Стефан был определен архиепископом Амвросием для обучения в Новгородскую духовную семинарию.

В 1754 году по окончании семинарии Стефан начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии.

С 1755 года — учитель Новгородской духовной семинарии.

С1757 года — вице-префект Новгородской духовной семинарии.

10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха;

28 апреля назначен префектом семинарии.

В январе 1759 года возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря; с 22 апреля — вице-ректор Новгородской духовной семинарии, а 8 ноября того же года назначен ректором.

В августе 1761 года определен архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Святейшего Синода.

28 октября 1764 года переведен в Московский Новоспасский монастырь.

6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого.

31 марта 1778 года переведен епископом Рязанским и Шацким.

После кончины епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого; 11786) в течение полутора лет управлял Тамбовской епархией.

С 16 октября 1799 года именовался Рязанским и Зарайским.

6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 17 января 1804 года.

Архиепископ Симон — замечательный церковный деятель, сверстник и друг святителя Тихона Задонского (Соколова; † 1783, память 13/26 августа). Воспитанные в одной семинарии, вместе в один день постриженные в монашество и долгое время служившие при Новгородской духовной семинарии, они обладали и многими сходными чертами характера. И тот, и другой проявляли особую заботу о просвещении народа и священников, о повышении нравственного уровня и общественного положения духовенства. Так же как и святитель Тихон, архиепископ Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостью, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть неузнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся. Память о нем свято хранится на месте его служения. Отдавая дань духу времени, архиепископ Симон вынужден был иногда устраивать пышные торжества. Один из таких праздников был устроен им по случаю заключения мира с Турцией в 1777 году, а другой — по случаю рождения великого князя Александра Павловича.

Умный и энергичный, архиепископ Симон за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий.

Он был выдающимся церковным проповедником. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве — любимой формой учительства. По его просьбе учителя Рязанской семинарии составили для духовенства его епархии "Наставление о состязании с раскольниками", которое вышло в свет в Москве в 1807 году. Наряду со множеством проповедей он написал "Увещательное послание" к рязанским старообрядцам (1798), изданное лишь в 1852 году. Преосвященный обязывал священнослужителей произносить в церкви проповеди. Для приобретения опыта проповедничества он учредил методическое толкование катехизиса.

Труды:

Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией. — 1787. О Пасхалии. — 1799.

Увещательное послание 1798 года к рязанской пастве против раскольников. — СПб., 1852. Наставление о состязании с раскольниками. — М., 1858.

Поучение костромской пастве. — 1776. Новое собрание поучений. — 1778—1796. Слова и речи, говоренные в Рязани (1779— 1781 гг.).

Литература:

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 124. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 57, 60,145, 417, 849. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1411.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 124.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое симон лагов
Значение слова симон лагов
Что означает симон лагов
Толкование слова симон лагов
Определение термина симон лагов
simon lagov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):