Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - скачков гавриил илларионович

Скачков гавриил илларионович

— видный старообрядческий писатель; род. в г. Зарайске 18 марта 1745 г., занимался торговлей в Москве, где и умер мещанином 15 августа 1821 г. Его первым учителем было духовное лицо, что и наложило известный отпечаток на всю дальнейшую его жизнь. Он получил довольно хорошее духовное образование. Как старообрядец С. более других беспоповцев приближался к православию. Сначала он был примерным федосеевцем Ковылинского толка, но вскоре ему не понравилось учение этой секты о безбрачии, он отделился от нее и примкнул к покровскому монинскому согласию, основанному приблизительно в 70-х годах ХVIIІ в. Вас. Емельяновым, который и сам раньше был видным феодосеевцем. Новая община была названа монинскою по имени купца Монина, принимавшего в ней очень видное участие, а молельня — покровскою по названию улицы. По словам С., монинцы от феодосеевцев отличаются главным образом в следующем: 1) "Мощи святых, во всяком месте находящиеся, святости своея не лишаются, того ради благочестно их почитают (монинцы) и с любовию целуют; 2) святым иконам, истово написанным, поклоняются и почитают, яко они святость себе не от места получают, но от благодати Божией и подобия к первообразному; 3) писания Святых, како где и каковым смыслом написанная, тако и приемлют"; 4) они принимают "св. Евхаристию, от древних лет сохраняемую"; 5) молятся за государя и, наконец, признают вполне законным брак. К монинскому согласию принадлежали вообще наиболее влиятельные и образованные старообрядцы; оно находило себе последователей и за пределами Москвы. Вскоре С. сделался одним из самых видных членов монинской молельни. Своим уходом в это согласие он увлек за собою многих членов преображенской феодосеевской общины, так что численность ее все время сильно уменьшалась. Илья Ковылин, представитель безбрачного толка, по отношению к которому С. после своего отпадения принял враждебное положение, с полным основанием говорил: "нет у меня злее и опаснее врага Гаврюшки Скачкова". Его влияние и деятельность еще более усилились, когда он в окт. 1807 г. был избран настоятелем и духовником покровской часовни. В этой должности он много забот приложил к внутреннему устройству часовни. Нужен был большой общественный капитал, и для этого он завел "брачную книгу", куда и записывались повенчанные в этой часовне старообрядцы, причем за это платили не менее 10 р., а богатые иногда до тысячи р. С этой же целью он организовал писание икон как для своей молельни, так и для продажи. Число прихожан быстро росло, и в 1812 г. их число достигло 4000, а число призреваемых превысило сотню. Перед вступлением неприятеля в Москву С. все имущество часовни вывез в безопасное место, а сам с призреваемыми оставался в столице, в то время как почти все прихожане разъехались. Во время общих пожаров вся часовня сгорела, и С. на щедрые пожертвования построил богатую каменную в два яруса часовню. Ввиду быстрого увеличения своей паствы он избрал себе в помощники московского мещанина Антипа Андреева и вскоре после этого отправился странствовать по России. Он посещал своих единоверцев, укреплял их в вере и предостерегал от соблазна феодосеевцев преображенского кладбища. С этою же целью в 1818 г. им было написано сочинение: "О мнениях феодосеевцев преображенского кладбища и о различии их учения от учения покровской часовни". Возвратившись в Москву, С. с помощью Андреева управлял часовней до своей смерти. Место его занял в общем удачно выбранный его помощник Андреев, который значительно обогатил молельню и довел число прихожан в 1827 г. до 7000; но при нем же молельня была закрыта за нарушение предписаний правительства и собственных установлений и распалась. Как уже раньше было сказано, С. отделился от феодосеевцев, главным образом потому, что не соглашался с их учением о безбрачии. Его все время особенно интересовал вопрос о браке, и он энергично распространял учение своей общины об этом предмете. Он написал вторую половину "устава брачного правоверного староверчества", "канон, певаемый во время сочетания брака, или чин брачному молитвословию" и "епитимейник", т. е. устав о взысканиях за несоблюдение правил о браке, которое в общине бывало довольно часто. Из его сочинений, где излагаются различные правила для общины, нужно еще назвать "Порядок присоединения приходящих в Монинское согласие" и "Устав или правила для прихожан Монинской церкви". Кроме того, С. принадлежит много других сочинений довольно разнообразного содержания. Павел Любопытный называет 32 ему известных сочинения С. и прибавляет, что во время нашествия французов на Москву много его творений погибло. В этих сочинениях он защищает учение своей общины, опровергает некоторые "заблуждения" православной церкви и различных сект; одним словом защищает свое и полемизирует с чужим. Он, напр., пишет о перемене догматов и обрядов, произведенной Никоном, защищает "Исус" и опровергает "Иисус", пишет о двуперстии, триперстии и пятиперстии, о бракосовершении поморцев, о молитве за папу, о крещении, покаянии и браке против "никониян, старообрядцев и федосиян" и проч. С. писал не только прозой, но и стихами. Таковы, напр., его псалмы в стихах "Бог творец всесилен" против бракоборства феодосеевцев, стихотворения под животворящий крест Христов, под портреты Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых, строителей и настоятелей Выгорецкого скита, критические стихотворения на модный и несовместимый покрой платья староверческих церквей и о нерадении и глупости поморской церкви в Москве и проч. С. по природному уму, способностям и образованию сильно выдавался из среды старообрядцев. Павел Любопытный, знавший его лично, дает о нем восторженные, впрочем несомненно преувеличенные и субъективные, отзывы. В печати известно два портрета С. В подписи под одним портретом он называется:

"Пиит, вития, богослов,

Поморцев ревностный учитель,

Наставник Гавриил Скачков",

а в подписи под другим портретом характеризуется он так:

"Спасительна ума, премудрости любитель,

Чтил веру, чин, закон, неправды обличитель,

Сей девству честь принес, супружество почтил,

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое скачков гавриил илларионович
Значение слова скачков гавриил илларионович
Что означает скачков гавриил илларионович
Толкование слова скачков гавриил илларионович
Определение термина скачков гавриил илларионович
skachkov gavriil illarionovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):