Большая биографическая энциклопедия - скрябин александр николаевич
Скрябин александр николаевич
— талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.
{Брокгауз}
Скрябин, Александр Николаевич
— даровитый композитор и пианист, род. 29 декабря 1871 в Москве; воспитывался в кадетском корпусе, но затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фп. Сафонова (золотая медаль), после чего некоторое время жил за границей, где выступал со своими фортепианными сочинениями в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1898—1903 С. состоял профессором игры на фп. при московской консерватории, в настоящее же время всецело посвятил себя композиции. В своих сочинениях С. отчасти примыкает к Шопену (в области фп.) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности. Сочинения С.: А. Для оркестра: "Rêverie" op. 24; две симфонии: E-dur op. 26 (с участием хора в финале, на слова "К искусству") и С-moll op. 29; В. Для фп. с орк.: концерт fis-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (op. 6, op. 19 соната-фантазия; op. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантазия (op. 28), этюды (op. 8, 12 №№), Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3—10 №№, op. 25—9 №№), прелюдии (op. 11—24 №№; op. 13—6 №№; op. 15, 16, 17—17 №№; op. 22; op 27), польский (op. 21), кроме того, ноктюрны, вальс (op. 1) и др. Крупные сочинения С. исполнялись не только в России, но и за границей (Париж, Берлин и др.).
{Риман}
Скрябин, Александр Николаевич
(род. 6.I.1872 в Москве, ум. 27.IV.1915 там же) — рус. композитор, пианист. Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса. Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где его основными педагогами были С. Танеев (композиция), В. Сафонов (фп.). В 1895—96 по инициативе мецената М. Беляева совершил успешную концертную поездку по зарубежным странам (Бельгия, Франция, Голландия, Германия). С 1898 по 1903 проф. Московской консерватории по классу фортепиано. С 1904 по 1909 жил в Швейцарии, предпринимая неоднократно поездки в другие страны (в частности, зимой 1906/07 концертировал в США). В 1910 вернулся в Москву. В последующ. годы часто и успешно выступал с авторскими концертами в разных городах России (выделяется большая поездка по Волге с орк. С. Кусевицкого в 1910) и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия). Последний авторский концерт состоялся в Петербурге за несколько дней до смерти. Творчество С. (основная область — фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью. Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900—07) — усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907—14) — поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности. Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов.
Соч.: 222 соч., в т. ч. 3 симфонии (I — с хоровым финалом — 1900, II — 1902, III — "Божественная поэма" — 1904), поэма "Мечты" (1898), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" ("Поэма огня", 1910) с уч. фп. и хора; Концерт для фп. с орк. (1897); многочисл. произв. для фп., в т. ч. 10 сонат, 19 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, вальсы и др.
Скрябин, Александр Николаевич