Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - смирнов сергей константинович

Смирнов сергей константинович

— ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834—40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: "Нечто об идеях Платона" (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и "История учения древних о метемпсихозе" (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: "Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 — ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., — времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям" (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, "Творения св. отцев" с "Прибавлениями" много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.

С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов.

Богатая учено-литературная деятельность С. К., начавшаяся на ученической скамье в 1843 г., прекратилась с его смертью. Его главные труды относятся, прежде всего, к русской церковной и отчасти гражданской истории, затем к богословию и филологии. Их можно разбить на несколько групп. К первой группе работ — по истории русской церкви — относятся: 1) "История Московской Славяно-греко-латинской Академии" (М., 55 г., 428 стр., раньше в "Прибавлениях к Творениям св. Отцев", 52 г., XI, 62—94; 53 г., XII, 129—74, 259—96, 419—597; 54 г. XIII, 136—194). О достоинствах этого труда можно судить как по присуждению автору половины Демидовской премии, так и по многочисленным сочувственным отзывам в печати; рецензии: Известия И. Ак. Наук, т. IV, вып. ІV — отзыв Срезневского; 26 присуждение Демид. наград, 57 г., 169—76 — отз. еп. Филарета; Библиотека для Чт., т. СХХХІІІ, № 9, отд. V, 1—14; Отеч. Зап., т. С., № 6; Соврем., т. LIII, № 8; Сев. Пчела, № 196; СПб. Вед. № 121; Моск. Вед., Литер. Отд., № 45. Эта же книга не прошла бесследно и в иностранной печати. 2) "История Троицкой Лаврской семинарии" (М., 67 г., 586 стр., раньше в Прибавлении к Твор., 61 г., XX, 497—618; 62 г., XXI, 387—442, 493—568; 63 г., XXII, 393—462, 495—636; 64 г., ХХIII, 205—44) — труд, удостоенный Уваровской премии; рец.: П. Н. Пекарского — XI прис. Увар. наград, 68 г., 58—64; М. И. Сухомлинова — Журн. Мин. Н. Пр., 68 г., ч. 137, отд. II, 602—18. 3) "История Московской духовной Академии до ее преобразования, 1814—70 г." (М., 79 г., 632 стр.) — удостоена Уваровской премии (рец. в отчете о 23-м присужд. наград гр. Уварова). Эти труды обнимают собою в общих чертах целый двухсотлетний период духовного просвещения в России, которое исходило из Москвы. К той же группе принадлежат: 4) "Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря" (М., 46 г., 3-е изд. 77 г.; рец.: Моск. Вед. 60 г., № 230); 5) "Крестный ход из Троицкой Лавры по случаю холеры" (Моск. Вед. 48 г., № 121); 6) "Отзывы иностранцев XVI и ХVII века о Троицкой Сергиевой Лавре" (ib. 49 г. № 145); 7) "О предисловии к житию преп. Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным" (Временник И. Моск. Общ. Истории и Др., X, отд. IV, 1—13); 8) "Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры" (М. 50 г.; 2-е изд. 54 г.); 9) "Историческое описание Махрищского монастыря" (М. 51 г.); 10) "О значении русского духовенства, как сословия государственного, с XIV до конца XVII в." (Моск. Вед. 51 г., № 51, 106—7); 11) "Дела благотворительности Троицкой Лавры" (ib. 52 г., № 39); 12) "Краткий очерк истории Московской синодальной типографии" (ib. 53 г., № 152—3); 13) "Покровский Хотьков девичий монастырь" (М. 54 г., 5-е изд. 80 г.); 14) "О церковном благословении и венчании брака против новоженов" (Прибавл. к творениям св. отцев, 58 г., XVII, 204—82); 15) "По поводу мнения о месте погребения расколоучителя диакона Феодора" (Моск. Вед. 59 г., № 58); 16) "Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной" (Прибавл. к Твор. св. отцев 60 г., XIX, 503—85); 17) "Нечто о древнем Стромынском монастыре" (Архив историческ. и практич. сведений Калачова, 60 г., III, отд. V); 18) "Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец" (Душеполезное Чтение 61 г., XI, 229—69; отдельно М. 84 г.); 19) "Профессор Московской духовной академии прот. П. С. Делицын" (Прибавл. к Творен. 63 г., XXII, 684—95 и отдельно); 20) "Четыре письма Св. Дмитрия Ростовского", перев. с латинск. (Душеп. Чт. 64 г., V, 1—4); 21) "Указатель к обозрению Гефсиманского скита" (М. 66 г., 7-ое изд. 74 г.); 22) "Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов" (Соврем. Летоп. Моск. Вед. 67 г. № 44); 23) "Из воспоминаний Филарета, митр. Моск." (Правосл. Обозр. 68 г., № 8, 507—42); 24) "Спасовифанский монастырь" (М. 69, предсм. изд. 89 г.); 25) "Письма митроп. Моск. Платона к преосвященным Амвросию и Августину, с перев. латин. писем и с примеч." (Правосл. Обозр. 69 г., №№ 5, 6, 8, 9, 11; 70 г. №№ 7, 8, 10); 26) "О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита" (М. 70 г., 7-е изд. 75 г.); 27) "Открытие древних надгробных надписей в Троицкой Сергиевой Лавре" (Труды I археологического съезда в Москве, 71 г., II); 28) "Преподобный Афанасий Высоцкий" (Душепол. Чт. 74 г., IX); 29) "Протоиерей А. В. Горский". Некролог (Моск. Вед. 75 г. № 265—6); 30) "Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии, прот. А. В. Горском" (Православн. Обозрение, 76 г., XI, 461—91, также в "Годичном акте Московской духовной Академии", М. 77 г.); 31) "Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры" (М. 82 г.); 32) "Письма Филарета, митр. Московского, к А. В. Горскому", с примеч. (Приб. к Творен. 82 г., XXIX, XXX); 33) "Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету, впоследствии архиеп. Черниговскому", с примеч. (Прибавл. к Твор. 83 г., XXXI; 84 г., ХХХIII); 34) "Письма Филарета, архиеп. Черниговского, к А. В. Горскому", с примеч. (іb. 83 г., XXXI; 84 г. ХХХIIІ; 85 г. ч. XXXVI); 35) "Дневник А. В. Горского", с прим. (ib. 84 г., XXXIV; 85 г. XXXV); 36) "Ученики преподобного Сергия Радонежского" (Душеп. Чт. 85 г. VIII); 37) "Письма Филарета, митр. Моск., к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию" (Приб. к Твор. 86 г., ХХХVIII); 38) "Профессор Московской духовной Академии И. Д. Мансветов". Некролог. (ib. 86 г., XXVII); 39) "Письма Имп. Павла Петровича и других высочайших особ к митрополиту Платону", с прим. (Русск. Архив 87 г., V — VII); 40) "Нечто о древнем Симеоновском монастыре, приписанном к Троицкой Лавре" (Чтения Имп. Моск. Общ. Истории и Др. 83 г., I); 41) "Автобиография Платона, митрополита Московского", с пред. и прим. (Душеп. Чт. 87 г., VIII и IX, отдельно, М. 87 г.).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое смирнов сергей константинович
Значение слова смирнов сергей константинович
Что означает смирнов сергей константинович
Толкование слова смирнов сергей константинович
Определение термина смирнов сергей константинович
smirnov sergey konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):