Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - собакины

Собакины

— московский дворянский род. Его родоначальником считается Данила Григорьевич Собака, в 1495 г. вместе со своим братом Семеном Нагого перешедший из Твери на службу к московскому вел. князю Иоанну III; оба они были тверскими боярами. По преданию, прадед их Ольгерд Прега, в крещении Дмитрий, в 1294 г. выехал из Дании к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, был у него в боярах и женился на родной его сестре, княжне Ярославе Ярославовне. Это предание, однако, недостоверно: судя по летописи, у Михаила Ярославича было только две сестры, неизвестных по имени: одна из них с 1282 г. была за кн. Юрием Волынским, а другая, будучи девицей, постриглась в 1291 г. Есть еще другая неверность: трудно допустить, чтобы в течение двух столетий (1294—1495 г.) было только четыре поколения. (Обыкновенно считают в столетии три поколения; а потому надо полагать, что между родоначальником Собакиных и Данилой Григорьевичем пропущено несколько поколений). В более старых родословных записях предок Собакиных и Нагих назван просто выезжим "из немец"; (и приуроченье его к Дании, по-видимому, является позднейшим генеалогическим измышлением, как то часто бывает в дворянских родословных); а потому можно предполагать, что Собакины и Нагие происходят от какого-нибудь немецкого выходца в Новгород, откуда потомки его (при тесных отношениях с Новгородом тверских князей, из которых многие там княжили) могли перейти на службу в Тверь. (Очевидно лишь одно, что Данила Григ. принадлежал к высшему служилому классу в Твери и что его праправнучка Марфа Вас. Собакина никак не могла быть дочерью новгородского купца, как это сказано у Карамзина и у Соловьева. Эта ошибка произошла оттого, что оба историка не обратили должного внимания на генеалогические подробности).

Наиболее выдающимися представителями рода Собакиных были следующие лица.

Алексей Афанасьевич, в 1658 г. стольник царицы Марьи Ильинишны, в 1683—86 гг. воевода в Вятке. В 1690 г. по извету человека боярина кн. Андрея Ив. Голицына возникло дело о непочтительных разговорах про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками Степаном и Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей. Опала была непродолжительна. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено.

P. P. C., 2-е изд., с. 230. — Акты ист., V, с. 241. — Доп. к акт. ист., VIII. с. 100; X. с. 31. — А. А. Э., IV, г. 434—436. — С. Γ. Γ. и Д.: IV, с. 655. — Оп. Арх. Мин. Юст., Ι, № 1721. — Туманский "О жизни и деяниях Петра Великого". СПб. 1787 г., ч. VII, с. 109.

Василий (Богдан) Степанович, средний, сын Степана Васильевича, отец Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. У Степана Васильевича было три сына Василия, которые для отличия назвались "большой", "средний" и "меньшой". Что отцом царицы был именно "средний" Василий, доказывает следующая запись "Новгородской Летописи": "Да той же осени (1572 г.), месяца октября 28, в неделю после Дмитриева дни в первую, женился царь православный на третьей царицы Марфы у Богдана у Собаки". Странно, что в послужном боярском списке, помещенном в Др. Рос. Вивл. Новикова, Вас. Степ. средний совсем не значится. В этом послужном списке сказано, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича с Марфой Вас. Собакиной боярство получил Вас. Степ. большой, а братья его (дяди царицы) Григ. Степ. и Вас. Степ. меньшой пожалованы чином окольничего. Можно предполагать, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича тестя его Василия Степановича среднего не было уже в живых.

P. P. С., II, 2-е изд., г. 228. — Др. Рос. Вивл., XIII, с. 88; XX,с. 52—54. — Новгородские Летописи. СПб. 1879 г., т. II, ст. 107. — Карамзин, Ист. Гос, Рос., IХ.

Василий Степанович меньшой, в монашестве Варлаам, ум. 1574 г. В 1571 г., перед свадьбой царя Ивана Васильевича с родной его племянницей Марфой Васильевной Собакиной, пожалован в окольничие. В 1572 г. участвовал во втором походе царя в Новгород. Неизвестно, что побудило его принять монашество и в какой монастырь он первоначально поступил. Можно только предполагать, что пострижение его было добровольное и что он был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь Иоанном Грозным для ближайшего наблюдения за иноком Ионой Шереметевым (в миру Иван Васильевич большой). Единственным источником кратких сведений о Варлааме служит послание Иоанна Грозного к игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме, написанное, по справедливому мнению А. П. Барсукова, не в 1578 г., а между весною 1574 г. и весною 1575 г. Как видно из этого послания, монастырская братия уважала Шереметева и не благоволила к Собакину, и между Ш-м и Собакиным возобновились недружелюбные отношения, существовавшие уже раньше в миру. Вероятно Варлаам позволял себе отступления от монастырских правил, и об этом было доведено до сведения царя, потому что он приказал "про его безчиние посмирити, по монастырскому чину". Между тем три племянника Варлаама (сыновья его братьев), жившие в Москве, пожаловались царю, что дядя их терпит из-за Шереметева разные притеснения от монастырской братии. Царь приказал было отозвать Варлаама в Москву, чтобы лично от него узнать, за что у них с Шереметевым вражда; но приказание это было отменено по случаю похода в Ливонию в 1573 г. По окончании похода инок Варлаам был вызван в Москву особою "злокозненною грамотою", написанною его племянниками "от имени царя". Грамота эта по-видимому напугала братию Кирилло-Белозерского монастыря, и С. был выслан в сопровождении старца Антония, который явился к царю с "поминками", т. е. подарками от братии. Когда царь стал расспрашивать Варлаама, он, как сказано в Послании, "заговорил вздорную, на вас (т. е. иноков Кирилло-Белозерского монастыря) доводити учял, что будто вы про нас негораздо говорите, с укоризною; и аз на то плюнул, и его бранил; и он уродствует, а сказывается прав. И яз его спрашивал о его жительстве, и он заговорил не весть что, нетокмо что не знаючи иноческого жития или платья, и он и того не ведает, что на сем свете есть чернецы, да хочет жити и чести себе, по тому ж, как в миру.... А той сам за свою душу отвещает, коли не ищет своей души спасения. A к вам есмя его не послали, воистинну потому: не хотя себя кручинити, а вас волновати; а ему добре хотелось к вам; а он мужик очюнной, врет и сам не ведает что... Варлааму есмя не поверили ни в чем". Где жил Варлаам по прибытии в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря — неизвестно; мы знаем только, что он умер в 1574 г.

Р. Р. С., II, 2-е изд. с. 228. — Др. Poс. Вивл., XIII, с. 98; XIV, 317; XX, 52, 54. — Акты ист., I, с. 372—395. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IX. — Барсуков, Α. Π., Род Шереметевых. I, с. 323—324.

Калист (Калиник) Васильевич ум. в 1574 г., родной брат царицы Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. В 1571 г. на свадьбе Иоанна с Марфой Васильевной, Калист Вас. был вторым дружкой, а жена его Софья — свахой; на другой день он был приставлен к мыльне. В 1572 г., во время новгородского похода царя Ивана Васильевича, С. был рындой с сулицею. В 1573 г. он участвовал в ливонском походе и следовал за царем Ив. Вас. и царевичем Ив. Ив., "с шеломом". По возвращении из похода пожалован в кравчие и в 1574 г. казнен. Γ. Фр. Миллер говорить по этому поводу: "Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, столь склонном к подозрениям в верности: с 1565 по 1574 гг. казнены сряду три кравчих, а именно: кн. Петр Ив. Горенский, Фед. Алексеев. Басманов, Калист Вас. Собакин". Имя Калиста Вас. (Калиник) записано в Синодике.

Р. Р. С., 2-е изд. II, с. 228—229. — Др. Р. Вивл., т. т. XIII и XX. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IХ. — Устрялов, Сказания кн. Курбского, с. 390. — Щербатов, VIII, 350. — Голиков. XIII, 207.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое собакины
Значение слова собакины
Что означает собакины
Толкование слова собакины
Определение термина собакины
sobakiny это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):