Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - собинов леонид витальевич

Собинов леонид витальевич

— даровитый оперный певец (лирический тенор), род. в Ярославле, в купеческой семье, 26 мая 1872; 1890—94 учился в московском университете (юридический факультет), по окончании которого продолжал изучать пение в Филармоническом училище, куда поступил еще 1892 и где оставался до 1897 (ученик Додонова и 1897 Сантагано-Горчаковой). В 1897 дебютировал с успехом на Московской Большой сцене, где и поет доселе, успев за сравнительно короткое время создать себе имя (Ленский, князь в "Русалке", царь Берендеев в "Снегурочке", Фауст, Ромео и др.). С успехом пел также в СПб. (на Мариинской сцене и в итальянской опере, 1903), в Киеве, Одессе и др. Концертировал в большинстве главнейших русских городов.

{Риман}



Собинов, Леонид Витальевич

[26.5(7.6). 1872, Ярославль — 14.10.1934, Рига] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец. Нар. арт. Республики (1923). Род в купеческой семье. В 1881—90 получил образование в Ярослав, гимназии, в 1890-94 — в Моск. ун-те (юридич. ф-т). В 1894—95, отбывая воинскую повинность, учился на одногодичных курсах при Моск. пехотном уч-ще В 1895—99 работал пом. присяжного поверенного в Моск. коммерческом суде. Будучи студентом, пел в университетском хоре, а также в хоре гастролировавшей в Москве в 1891 укр. труппы М. Заньковецкой и Н. Садовского. По совету директора Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического общества П. А. Шостаковского в 1891 был зачислен бесплатным учеником этого уч-ща, где обучался пению до 1897 (сначала вкл. А. Додонова, с лета 1896— А. Сантагано-Горчаковой). В сезоне 1893/94 принимал участие в спектаклях моск. Итал. труппы (под псевд. Собини) в партиях Арлекина, Рулевого и др. В этот период выступал также во многих благотворительных и студенческих концертах. В 1897—1904 солист моск Большого т-ра (дебютировал в партии Синодала). С 1901 часто гастролировал в Петербурге — в антр. В. Любимова (Бальшой зал конс.), в т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). Итал. опере (т-р "Аквариум"). В летние месяцы, начиная с 1900, готовил партии в Италии вначале под рук. А. Маццоли (партию Вильгельма Мейстера), в 1902 — под рук. Ч. Росси (партии Ромео — "Ромео и Джульетта" и Вильгельма Мейстера), в 1905—11 совершенствовался в вокальном искусстве у Р. Делли-Понти. В дек. 1904 дебютировал в операх "Дон Паскуале" и "Фра-Дьяволо" на сцене милан. т-ра "Ла Скала". Здесь выступал по февр. 1905, а также в 1906 и 1911 в операх "Ромео и Джульетта", "Манон" и "Травиата". В 1905— 07 пел в оперных т-рах Петербурга — Итал. опера (антр. А. Церетели), Рус. опера (Новый летний т-р "Олимпия") и Москвы — Опера С. Зимина (т-р Солодовникова). В 1907—15 солист петерб. Мариинского и моск. Большого т-ров, в 1915—18 — петрогр. Нар. дома, в 1918—Киев. оперного т-ра. В 1921—33 выступал вновь в Большом т-ре. Гастролировал в Одессе, Харькове, Н. Новгороде, Севастополе, Симферополе, Баку, Тифлисе, Кисловодске. Свердловске, Ташкенте и за границей — Монте-Карло, Берлине (1907, 1912). Мадриде (1908). Лондоне и Париже (1909—10). Обладал гибким, изящным, ровным во всех регистрах голосом редкой красоты и мягкого "серебристого" тембра. В совершенстве владел голосовым аппаратом, дыханием, легко преодолевал тесситуру высоких нот. Исп. отличалось тончайшей музыкальностью, легкостью звучания, поэтичностью. Был одним из первых русских лирич. теноров, к-рый создавал образ в единстве его вокальной и драм. сторон, приспосабливая свою тембровую палитру к требованиям исполняемой партии и стилю произведения. В лирич. партиях стремился выразить многообразие душевных состояний. Уделял большое внимание слову, муз. речи, пластике жеста. Репертуар певца включал 43 партии (17 в рус. операх и 26—в зарубеж.).

1-й исп. партий: Соловья Будимировича ("Забава Путятишна"), Янника ("Рыбаки"). Рюделя ("Принцесса Греза"), Гондольера ("Анджело"; 2-я ред.); в Большом т-ре — Русский пленник ("Кавказский пленник"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), Мури ("Сын мандарина"), Самозванца ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Надира ("Искатели жемчуга"), Кавалера де Грие ("Манон"); в Мариинском т-ре — Рюделя (."Принцесса Греза"). Надира ("Искатели жемчуга"). Основное место в творчестве певца занимали лирические партии — Ленский, Левко ("Майская ночь"), Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лоэнгрин, Вертер, Кавалер де Грие. Поэтический образ Ленского, созданный С., стал классическим образцом для последующих исп. этой партии. Один из лучших в репертуаре певца — образ Лоэнгрина, представший в его исп. как светлый и возвышенный образ легендарного героя. А. Никиш вспоминал: "Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке... Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своем веку, но никогда не переживал такого глубоко-поэтичного, захватывающего момента"*. Был одним из лучших исп. партий Йонтека на рус. сцене.

Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Дубровский, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Фабий ("Песнь торжествующей любви" А. Симона). Синодал. Вагоа; Орфей, Эрнесто ("Дон Паскуале"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Джеральд, Каварадосси, Фауст ("Мефистофель"). Партнеры: Г. Бакланов, М. Баттистини, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, Л. Кавальєри, М. Каменская, Е. Катульская, М. Кузнецова, А. Нежданова (на протяжении 30 лет), Т. Руффо, Р. Сторкьо. Н. Сперанский, Л. Тетраццини, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, С. Кусевицкого, Э. Направника, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, А. Симона, А. Тосканини. С. был также выдающимся камерным певцом. С 1896 принимал активное участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, где одним из первых начал культивировать русскую музыку на концертной эстраде в Москве. За первые 10 лет существования Кружка певец выступил в 36 концертах и исп. 150 романсов и арий. В 1903—18 ежегодно давал концерты для студентов Моск. ун-та, а также участвовал в Исторических концертах С. Василенко, в к-рых исп. старинные итал. песни XVIII в., фрагменты из оперы "Орфей" К. Монтеверди. После 1917 активно участвовал в концертах для рабочих и красноармейце". Концертировал по Уралу. Кузбассу, Донбассу, Поволжью, Украине (1918, 1926). В 1930—31 гастролировал с концертами в Варшаве, Берлине, Париже, Хельсинки, Риге и др. городах. Последний концерт состоялся 27 марта 1934.

В камерном репертуаре певца насчитывалось св. 200 романсов, среди к-рых большое место занимали произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева. Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (1-й исп. ряда его романсов, в т. ч. 15 романсов, ор. 26, к-рые исп. под аккомпанемент автора), А. Гречанинова, Р. Шумана. 1-й исп. сольной партии в кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (Москва, 7 ноября 1898). Многие композиторы посвящали певцу свои романсы: С. Рахманинов — "Буря", "Ветер прелетный", "Арион", "Сей день я помню", "Какое счастье", А. Аренский — "Знакомые звуки", Ю. Сах-новский — "Часы", Е. Кашперова — "Колокольчики-бубенчики звенят", П. Карасев — "Солнце никнет лучами в отвес", Е. Мансфельд — "Мне снилось вечернее небо", Э. Гранелли — "Звезда", Н. Боборыкин — "Серенада", А. Панаев — "Пускай зима". С 1911 вел также режиссерскую деят-сть — на сцене Большого т-ра поставил оперы "Богема" (совместно с В. Шкафером) и "Орфей" К. В. Глюка.

Искусством певца восхищались А. Аренский, Ц. Кюи, Э. Направник, С Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, Тоти даль Монте, Т. Скипа, К. Сен-Санс, Ж. Массне, К. Коровин, А. Чехов. Многолетняя дружба связывала певца с артистами Худож. т-ра О. Андровской, В. Качаловым, К. Станиславским, Н. Хмелевым, Сохранилась переписка С с А. Глазуновым, Ц, Кюи, А. Бенуа, А. Луначарским, В. Вересаевым. М. Ермоловой. Е. Вахтанговым.

Записывался на грампластинки (74 пластинки, 80 назв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Пате", 1908: "Граммофон". 1912) и Москве ("Граммофон", 1901, 1902. 1904, 1905. 1910, 1911; "His Master's voice" (1910, 1911).

В 1911 С. был избран директором Муз. филармонического общества и РМО. После 1917 наряду с интенсивной исполнительской деят-стью участвовал в муз.-общ. жизни страны. В 1917—18 и 1921 директор моск. Большого т-ра, в последующие годы — член худож. совета т-ра. В 1918 директор Киев. оперного т-ра, в 1919 пред, комитета Всеукр. отд. искусства в Киеве, в 1920 возглавлял Севастопольский подотдел искусств Нар. образования. В 1934 по просьбе К. Станиславского был назначен зам. директора по худож. части Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. В 1923 избирался депутатом Моссовета.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1933).

Саратов. конс. и Ярослав, муз. уч-щу присвоено имя Л. В. Собинова. Начиная с 1981, на Ярославщине в честь певца проводится республ. фестиваль оперной музыки. Именем С. назван пассажирский турбоход, на борту к-рого в 1974 организован посвященный ему музей. В 1981 в Краснодаре на доме, где впервые пел арт. (ул. Красная, 64), была открыта мемориальная доска (авторы — скульпторы А. Аполлонов и Н. Бугаев). В 1972 к 100-летию со дня рождения С. в СССР были выпущены почтовая марка и юбилейный конверте портретом певца. Архив, материалы С.— ЦГАЛИ, ф. 864.

Соч.: Верди в письмах // Рус. ведомости. 1913. 29 сент.; То же. // Сов. музыка. 1952. № 6.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое собинов леонид витальевич
Значение слова собинов леонид витальевич
Что означает собинов леонид витальевич
Толкование слова собинов леонид витальевич
Определение термина собинов леонид витальевич
sobinov leonid vitalevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):