Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - спет иван иванович

Спет иван иванович

(Speeth, Iohann-Peter) — бессарабский областной архитектор, рисовальщик и гравер. Род. в Мангейме в 1772 г. Первоначальное образование получил в Мюнхене, где отец его был придворным музыкантом. Двенадцати лет от роду С. отправился во Франкфурт-на-Майне в учение к одному из своих дядей по матери, Георгу Веберу, известному в свое время архитектору. Под его руководством С. скоро оказал в области архитектуры такие выдающиеся успехи, что уже на двадцатом году жизни ему поручили разработку плана и постройку большого дома на одной из лучших улиц Франкфурта. Эта первая работа С. была выполнена настолько с полным знанием дела, что тотчас по ее окончании он получил чрезвычайно лестное для такого молодого архитектора предложение — составить планы предполагавшегося к постройке нового женского монастыря. Планы, по признанию специалистов, были разработаны блестяще, но в исполнение приведены они не были, так как к этому времени монастыри подверглись секуляризации. Несколько опечаленный этой неудачей, С. оставил Франкфурт и переселился в Гейдельберг, где с жаром набросился на изучение истории искусства вообще и своей специальности в частности, не оставляя в то же время и творческих работ. За этот период он нарисовал целый ряд более или менее крупных вещей карандашом и сепией, набросал и разработал несколько архитектурных проектов, большинство которых было напечатано в "Ideemagasin" Baumgarten'а, и, что особенно важно, так как свидетельствует о его глубоких познаниях в истории архитектуры, — сделал ряд замечательно удачных и выдержанных по стилю рисунков для реставрировавшихся тогда известных руин Гейдельбергского замка. Относящийся к этому же времени его проект купален для курорта Schwalbach'а был удостоен высшей награды, а за другой проект — "Памятник павшим воинам", первый приз им был разделен с историческим живописцем Kallianer'ом. В качестве придворного архитектора, место которого он вскоре получил сначала в Гейдельберге, а затем в Вюрцбурге, С. соорудил много правительственных зданий и реставрировал целый ряд старинных построек. Особенно деятельно работал он в Вюрцбурге, где построил также много частных домов и между прочим давал уроки рисования некоторым особам королевского дома. Наполеоновские войны упразднили существование Вюрцбурга как самостоятельной политической единицы, и С., лишившись места придворного архитектора, вынужден был некоторое время заниматься постройкой исключительно частных домов. В 1824 г. он разработал проект моста через Дунай около Вены, но проект не был одобрен. В 1826 же году С. перешел на службу в Россию. К этому времени в России началось некоторое оживление в области архитектуры, в особенности церковной, и чтобы поставить это дело на должную высоту, за отсутствием русских специалистов, были приглашены некоторые иностранцы. Рекомендованный гр. Кочубеем императору Николаю I и графу Воронцову, С. получил назначение бессарабского областного архитектора. На него возлагались широкие надежды в смысле обновления стиля воздвигающихся построек. С. энергично принялся за работу, составил ряд планов, но осуществить ему удалось только один из них, и то не до конца, — постройку собора в Кишиневе, — так как в 1831 г. он внезапно умер. Вся деятельность С. совпала с периодом наполеоновских войн, когда, наряду с политическими переворотами, радикальный переворот совершался в Германии и в области архитектуры. Живя в переходную эпоху, С., как истинный сын своего времени, выработал своеобразный и оригинальный стиль, комбинацию старых форм с нарождающимися новыми, стиль без застывших очертаний, вечно меняющийся и обладающий всеми качествами памятников переходных эпох. К тому же на одаренного богатой фантазией С. глубокое впечатление произвели Египетская экспедиция Наполеона и "Путешествия" Нибура и, под влиянием этого, в своем стиле, концептированном и без того из различнейших контрастов, он стал культивировать еще восточные формы. Импонирующее, величественное и обширное было любимейшей темой его творчества, и он с таким увлечением схватился за египетское зодчество именно потому, что нашел в нем все эти качества. Его рисунки обнаруживают несомненный художественный талант и великолепную перспективу. Из них наиболее известны: 1) "Портрет художн. Георга Пфорре", в профиль; 2) 12 видов Гейдельбергского замка; 3) Ландшафт с животными; 4) "Две коровы" и 5) "Всадник".

Nagler, "Künstler-Lexikon", Bd. 17. — "Allgemeine Deutsche Biographie". Bd. 35, S. 144—146.

H. С—в.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спет иван иванович
Значение слова спет иван иванович
Что означает спет иван иванович
Толкование слова спет иван иванович
Определение термина спет иван иванович
spet ivan ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):