Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - спиркин александр георгиевич

Спиркин александр георгиевич

[р. 24.01.1919] — философ и психолог, спец. в обл. проблем сознания, гносеологии и диалектики; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Чиганак (ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне ф-т Моск. пед. ун-та). С июля по ноябрь 1941 — на трудовом фронте. В 1941—1945 — политзаключенный. Реабилитирован (1957). В 1945—1946 — н. с. Ин-та неврологии АМН СССР; в 1946—1952 — н. с. ИФ АН СССР. Ведет преп. работу по психол. и филос. с 1946. В 1952—1953 — декан дефектологич. ф-та Моск. заочного пед. ин-та. С 1954 работает в изд-ве "Сов. энциклопедия", в 1960—1970 — зав. редакцией филос., а также зам. гл. ред. "ФЭ". С 1962 — ст. н. с. ИФ АН СССР, с 1978 по 1982 — зав. сектором диалектического материализма, затем — гл. н. с. Вице-президент Филос. об-ва СССР (1971—1975). Предс. секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике при Президиуме АН СССР (1962—1981); зав. лабораторией биоинформации при Об-ве радиотехники, электроники и связи (1979—1984). Чл.-корр. РАН. Канд. дисс. (1948) посвящена проблемам соц. психол. в трудах Г.В. Плеханова; докт. дисс. (1959) — проблеме происхождения сознания. Гл. ред. труд С. — "ФЭ", явилась значительным событием в дух. жизни страны 60-х гг. "Она освоила с т. зр. марксизма и сделала материалом обучения и просвещения всю мировую соц.-филос. мысль, включая заруб. современность. Это — значительная интеллектуальная ценность... Душой "Философской энциклопедии" был А.Г.Спиркин" (М.Капустин. Конец утопии? М., 1990. С.399). Для "ФЭ" С. написал ряд статей, среди к-рых: "Философия", "Мировоззрение", "Методология", "Сознание", "Диалектика", "Восхождение от абстрактного к конкретному", "Наука" [в соавт.], "Восприятие" [в соавт.], "Любовь" и др. Центр. проблематика науч. иссл. С. связана с разработкой фундам. филос. и психол. теории сознания и самосознания. С. в течение трех лет занимался в Сухумском питомнике иссл. поведения обезьян с целью уяснения биол. предпосылок возникновения человека. В публикациях С. анализируются проблемы происхождения и ист. развития сознания; сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; истории теорий сознания в за-падноевроп., вост. и рус. филос. мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения реальности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенностей религ. сознания и опыта; проблемы чуда; феномена ясновидения и др. экстрасенсорных явлений. Значительное место в работах С. занимает иссл. филос. проблем человека: человек как личность; личность в зеркале своего "Я"; уникальность человеч. бытия. Разрабатываются также понятия творч. личности, одаренности и ее уровней: "талант" и "гений". Одна из важнейших тем иссл. — смысл и предназначение филос. С. принадлежит один из лучших отеч. учебников по филос., выдержавший 3 изд. (1963, 1966, 1967). Гл. идея, выдвигаемая С. с начала 80-х гг.,— критический пересмотр устоявшихся в маркс. филос. упрощенных воззрений, согласно к-рым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных. С. склонен считать более верными идеи катастрофизма и креационизма. Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Дарвина, гипотеза к-рого опирается на большой фактический материал. Однако С. считает несостоятельной концепцию Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд — это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о "первичности материи и вторичности сознания", С. обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках к-рой человек предстает как существо космич., биол., соц. и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, к-рый понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда — вывод о необходимости веры в Бога, без к-рой теряется смысл бытия вообще и человеч. в частности. В кн."Философия" С. переосмыслил историю филос., показав несостоятельность т. зр., согласно к-рой история филос. есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому излагаются проблемы религии, соц. филос. и филос. истории. Подвергаются критике разл. виды тоталитаризма. С. считает, что в составе философского мировоззрения кроется древнейшая идея, именуемая судьбой. Судьба относится к числу древнейших идей в составе дух. культуры народов мира, и несмотря на смену разл. пластов культуры в ходе всемирной истории, на существенные изменения в осмыслении мира и человека, а также преобразований в самом человеке, в укладе жизни наций, идея судьбы с удивительным упорством сохраняет свой статус одного из ключевых понятий в мировоззрении. По мнению С., "размышлять и писать о судьбе — значит рыться в темных глубинах сокрытого сомнительной надеждой схватить щупальцами мысли суть дела: но не думать об этой сути невозможно!"

Соч.: Учение И.П.Павлова о сигнальных системах. М., 1949; Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека // ВФ. 1954 . № 4; Мышление и язык. М., 1958; Происхождение сознания. М., 1960; Абстрагирование. // ВФ. 1960. № 1; Курс марксистской философии. М., 1963 (1-е изд.); О некоторых философских проблемах кибернетики // Проблемы кибернетики на службе общественных наук. М., 1964; Происхождение категории пространства // ВФ. 1964. № 3; О соотношении понятия и слова // Там же. 1965. № 6; Сознание и самосознание. М., 1972; Человек // Большая медицинская энциклопедия. 1975. Т.28; Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. М., 1978; Основы философии. М., 1988; Диалектика. [В соавт.]. Интуиция; Самосознание; Противоречие и др. // ФЭС. 1989; Философия. Учебник для вузов. М., 1998; Философия. Учебник. М., 2000.



Спиркин, Александр Георгиевич

Член-корреспондент РАН (1974), главный научный сотрудник института философии; родился 24 декабря 1918 г.; окончил Московский государственный педагогический институт в 1941 г.; главные направления научной деятельности: диалектический материализм, философские проблемы психологии и кибернетики, философская концепция сознания.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спиркин александр георгиевич
Значение слова спиркин александр георгиевич
Что означает спиркин александр георгиевич
Толкование слова спиркин александр георгиевич
Определение термина спиркин александр георгиевич
spirkin aleksandr georgievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):