Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - стародубский иван алексеевич

Стародубский иван алексеевич

— раскольничий писатель, по происхождению государственный крестьянин, род. в 1709 г., ум. в 1776 г. С. самоучкою достиг больших богословских знаний и, будучи членом поморской секты и хорошим оратором, с успехом боролся против феодосианцев, стародубцев и нетовцев. Единоверец С., Павел Любопытный (псевдоним), в своем "Историческом словаре староверческой церкви" характеризует его следующими словами: "Муж ученый, знатных талантов и ревнитель благочестия, отличный член Поморской церкви, славный творец разных сочинений в защиту Христианской церкви и в обличение врагов ее, редкий писатель староверческой и поповщинской истории, знатный победитель феодосиянских заблуждений и гнусного бракоборства, не раз торжественно поражавший нечестивый Никонианизм и заблуждение старообрядцев, не раз сражал и грубую нетовщину... Его красноречие и разительное убеждение в предметах истины пленяли всех слушающих и заставляли быть его послушником. Он был муж снисходительным, миролюбивый и решительный, имея дух, кои славу его возвышали до небес"... Эта характеристика, несомненно, страдает чрезмерной хвалебностью С. и пристрастием в его пользу, но она дает некоторое право заключить, что С. был человеком недюжинным и талантливым, Тот же Π. Любопытный свидетельствует, что С. "за тщательность в благочестии и твердость в своих предприятиях претерпел доброхотно от мира многия тесноты и бедствия", но в чем именно последние заключались, остается неизвестным. Следует прибавить еще, что С. "был редкий и сладимый певец, важный изограф святых икон и чистописания уставом, украшавший оным Москву, Стародуб и прочие страны благочестивых". Ему принадлежит целый ряд сочинений, имеющих значительную ценность для понимания сущности и истории раскола. Главнейшие из них: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкия, разительныя и духом благочестия и убеждения горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Татин, о двуперстом сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова священства и Евхаристии" (1750 г.); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757 г.); "Показание о силе вечных заветов приказаний Божиих" (1757 г.); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения рождающей жене детей" (1758 г., 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759 г.); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762 г.); "Исследование о Христовом священстве и опровержения бегствующих иерейства старообрядцев" (1762 г.) и мн. др.

П. Любопытный, "Исторический словарь староверческой церкви", M., 1863 г., стр. 24. — "Энциклопедич. словарь" Брокгауза и Эфрона, т. 31, СПб. , 1900 г., s. v.

{Половцов}



Стародубский, Иван Алексеевич

(1709—1776) — раскольничий писатель. По происхождению государственный крестьянин, С. самоучкой достиг больших богословских знаний. Будучи членом поморской секты он боролся против феодосианцев стародубцев и нетовцев. Ему принадлежат сочинения: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкие, разительные и духом убеждения и благочестия горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Краткое и любопытное описание старообрядческой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Титин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова свящества и Евхаристии" (1756 г.); "Показание о силе вечных заветов и приказаний Божиих" (1757); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения, рождающей жене детей" (1758; 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759); "Полная апология о наречном пении" (1760); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762); "Исследование о Христовом Священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев" (1762) и мн. др. См. "Исторический словарь" Павла Любопытного.

В. Р—в.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стародубский иван алексеевич
Значение слова стародубский иван алексеевич
Что означает стародубский иван алексеевич
Толкование слова стародубский иван алексеевич
Определение термина стародубский иван алексеевич
starodubskiy ivan alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):