Большая биографическая энциклопедия - степанов николай александрович
Степанов николай александрович
— известный карикатурист, сын писателя Александра Петровича Степанова, родился 21 апреля 1807 г. в Калуге, умер 23 ноября 1877 г. в Москве. Еще в детстве С. обнаруживал любовь к рисованию и наклонность к карикатуре. Систематического художественного образования он не получил, но имел возможность усвоить себе более или менее верный рисунок благодаря тому обстоятельству, что в доме его отца постоянно жил какой-либо живописец. В 1821 г. С. поступил в университетский Благородный пансион, где слушал лекции Мерзлякова, Павлова. Давыдова, Перевощикова и других профессоров. В пансионе господствовало увлечение литературой, которое отразилось и на С., не без успеха выступавшем со стихотворными опытами. В 1830-х гг. его стихотворения, и среди них значительное число юмористического характера, стали появляться в различных периодических изданиях. При внешней красоте и звучности эти стихотворные опыты С. представляют собою мало оригинального и страдают недостатком истинного поэтического чувства. В 1826 г. С. окончил пансионский курс, а в 1827 г. был назначен на службу в главное управление Восточной Сибири, с откомандированием в Красноярск, где его отец служил в то время губернатором. Во время службы в Сибири он впервые стал пробовать свои силы в карикатуре, богатую пищу для которой давали обильные проявления произвола и беззакония в местной жизни. Карикатуры эти были настолько удачны и остроумны, что обращали на себя общее внимание. Ввиду такого успеха С. задумал было даже издание сатирико-карикатурного журнала "Минусинский Раскрыватель", но осуществить его в сибирской глуши оказалось ему не под силу. Через пять лет он возвратился из Сибири в свое родовое имение, село Троицкое, а оттуда вскоре отправился в Петербург, где поступал на службу в департамент государственного казначейства. В 1836 г. он на некоторое время занял должность чиновника особых поручений при своем отце, служившем тогда губернатором в Саратове, а затем снова возвратился к прежней службе в Петербурге. Между тем опыты С. в карикатуре делались все обширнее и свидетельствовали о его несомненном художественно-юмористическом таланте. Частые встречи с Глинкой, Брюлловым, Кукольником и Я. Ф. Яненкой (о первым из них С. находился в дружеских отношениях) дали ему пищу для серии блестящих и остроумных импровизаций. Еще в 1830-х гг. он задумал составить и издать альбом карикатур на Булгарина и Глинку; относительно первого, по разным причинам, намерение пришлось оставить, а на второго он нарисовал более пятидесяти остроумных в большинстве карикатур, небезынтересных для характеристики знаменитого композитора. Интересуясь и занимаясь карикатурами и поэзией гораздо более, чем службой, С. лишь весьма медленно подвигался на служебном поприще, а в 1843 г. совсем вышел в отставку с чином статского советника.
Публично на поприще карикатуриста С. впервые выступил в "Ералаше" Неваховича и почти одновременно с этим в изданном Панаевым и Некрасовым "Иллюстрированном альманахе" "Современника" (1848 г.). В 1849 г. вместе с своим зятем, известным композитором А. С. Даргомыжским, С. затеял "Музыкальный альбом" с карикатурами (издание Бернарда). Все эти первые публичные опыты в карикатуре, несмотря на их живость и остроумие, свидетельствуют еще о малоопытности автора в этой области, особенно о недостатке технического навыка и о непривычке к переводу рисунков на дерево. Гораздо удачнее были его статуэтки-карикатуры (шаржи) и бюстики. Необходимость по выходе в отставку обеспечить себя в материальном отношении навела С. на мысль, осуществление которой скоро доставило ему и средства, и известность: он стал делать карикатурные бюсты известных деятелей литературы и искусства, в которых юмористический элемент соединялся с замечательным портретным сходством. Когда в магазине Беггрова появились первые статуэтки работы С., их стали раскупать нарасхват, и скоро они распространились не только в Петербурге и Москве, но и во многих провинциальных городах России. Спрос на такие статуэтки настолько возрос, что С. для изготовления их должен был устроить особую мастерскую и нанять формовщиков. Статуэтки он делал из воска, формовщика отливали их из гипса, а затем они раскрашивались. Среди этих бюстов-шаржей были изображения Глинки, Брюллова, Кукольника, князя Вяземского, Каратыгина, князя Одоевского, Греча, Булгарина, графа Соллогуба, Краевского, Панаева, Щепкина, Айвазовского, Григоровича, Бенедиктова, Белинского, Гончарова, Дружинина, Некрасова и других современных деятелей русской литературы и искусства; общее число этих статуэток доходило до 80. В 1850-х годах С. было вылеплено до 40 небольших бюстов, в четверть натуральной величины (некарикатурных), — Суворова, Державина, Ломоносова, Карамзина, Крылова, Озерова, Жуковского, Пушкина, Брюллова, Глинки и других русских деятелей, но эти бюсты расходились значительно туже. Иногда С. принимал заказы и на бюсты в натуральную величину. В 1855 г. начал выходить, в издании Беггрова, альбом политических карикатур С.; в 1855 г. вышло три тетради по 10 листов, в 1856 г. один выпуск (к изданию был приготовлен еще один выпуск, но он не вышел в свет по политическим обстоятельствам того времени). Главным объектом политической сатиры С. является Наполеон III, и карикатуры на него наиболее удачны; за Наполеоном III следует лорд Пальмерстон, затем адмирал Нэпир, некоторые французские генералы и т. д. В период появления в свет этих карикатур С. надумал новое издание, которое взял на себя тот же Беггров, — карикатурный альбом "Знакомые", который и выходил в 1856—1857 и 1857—1858 гг. (всего 36 листов c 195 литографированными рисунками, наибольшая часть которых принадлежит С.). Альбом "Знакомые" вызвал к себе интерес и имел у публики успех, но особенно широкого распространения не нашел и через два года прекратился. Наряду с работой в "Знакомых" С. сотрудничал в "Сыне Отечества" Старчевского, где начал работать с конца 1857 г. и продолжал до конца следующего, давши в этом еженедельнике всего 168 карикатурных групп. В это время талант С., как карикатуриста, достиг уже полного своего развития, причем в деле совершенствования немалую помощь оказали ему приемы, усвоенные им у некоторых граверов, а также некоторые замечания критики.
Увлекшись успехом своих карикатур в "Сыне Отечества", С. летом 1858 г. задумал, вместе с В. С. Курочкиным издавать сатирический журнал. Курочкин взял на себя литературную часть журнала, С. художественно-карикатурную; нашлось немало талантливых сотрудников, — и с 1859 г. стала выходить "Искра", — один из лучших русских сатирических журналов. Даровитые сотрудники "Искры" давали С. богатый и живой материал для карикатур, которым он всегда замечательно умело пользовался. "Искра", отличавшаяся богатством, разнообразием и живостью содержания, приобретала все большее и большее расположение читателей и достигла сравнительно широкого распространения (число ее подписчиков доходило приблизительно до семи тысяч). Значительная часть помещенных в "Искре" карикатур 1859—1864 гг. принадлежит С.: еженедельно он давал четыре группы больших карикатур или двенадцать групп малых, а иногда даже больше. "Искра" была журналом прогрессивным и либеральным; будучи органом сферы по преимуществу литературной, а не общественной, она тем не менее уделяла видное место и вопросам общественной жизни, насколько это дозволяли современные цензурные условия; она задавалась целью разрабатывать общие вопросы "путем отрицания ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве", имела в виду "сатиру в ее более обширном смысле". Немало места занимали в ней карикатуры на злобы дня, на события жизни литературной и артистической, на деятелей самых разнообразных поприщ. Всего за пять с половиной лет участия в "Искре" С. сочинил и нарисовал для нее около 1600 групп карикатур. В 1864 г. между ним и Курочкиным произошел разрыв, после которого С. оставил работу в "Искре". Вскоре он задумал новый сатирический орган, собрал вокруг себя группу литераторов и художников и в 1865 г. стал издавать журнал "Будильник". С прежней энергией он продолжал рисовать и за год дал в "Будильник" 187 больших и малых групп карикатур; но престарелые годы и усталость сказывались уже в его работах. "Будильник" далеко не имел того успеха, на который рассчитывал С., и существовал при очень незавидных материальных условиях. С. самостоятельно продолжал издание до конца 1871 г. С 1872 г. журнал взял в арендное пользование В. Леонтьев, соединивший "Будильник" с "Искрой", затем "Будильник" перешел в аренду к А. Сухову, который довел издание до конца 1875 г. В связи с переходом редакции журнала с 1872 г. в Москву, С. переехал туда же на постоянное жительство. В 1876 г. "Будильник" взяла в аренду Я. Н. Уткина, и в этом же году С. прекратил в журнале всякое участие. В последнее время жизни С. отдался уединенному покою. Ослабев памятью, он, однако, несмотря на преклонные годы, оставался физически здоровым и умер совершенно безболезненно. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. В частной жизни С. был общительным и добрым человеком, веселым собеседником, всегда выказывал готовность поддержать начинающий талант.