Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - степанова елена андреевна

Степанова елена андреевна

(по мужу Иванова) [5 (17).5.1891. Москва — 26.5.1978, там же] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье учителя хор. пения (отец был первым педагогом). С 6 до 14 лет пела в церковных хорах, с 1902 училась в начальном гор. уч-ще, затем в торговых классах. Пению обучалась в 1908—10 в Моск. нар. конс. у Я. Лосьева, затем два года брала частные уроки пения у М. Полли. В 1908— 12 арт. хора моск. Большого т-ра, в 1912—24 и 1927—44 солистка этого же т-ра (дебютировала в партии Антониды, впоследствии одна из лучших ее ролей; в 1914 с большим успехом выступила в этой же партии в Мариинском т-ре). В 1919—21 участвовала в работе оперной студии Большого т-ра, в 1924—26 выступала в ГАТОБе, в 1926— 27 — в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского. Гастролировала в Киеве, Харькове, Одессе, Баку, Ереване, Тбилиси, Свердловске, Риге, Ташкенте и в др. городах. Обладала редким по чистоте, гибкости и красоте голосом "серебристого" тембра, высокой муз. и певческой культурой, виртуозной техникой, сцен. темпераментом. Исп. отличалось кантиленностью звучания, безукоризненной филировкой. Среди большого и разнообразного (св. 30 партий) репертуара певицы особое место занимали женские партии в операх Н. РимскогоКорсакова.

1-я исп. партий. Авроры ("Сын солнца"); в Большом т-ре — Царевны-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"; подготовила под рук. Э. Купера). Лучшие партии: Царевна-Лебедь, Снегурочка (одна из любимых партий), Волхова (эту партию пела с 1908), Шемаханская царица, Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Сирин, Царевна, Панночка-Русалка, Джильда, Микаэла (подготовила под рук В. Лосского), Розина ("Севильский цирюльник" Дж Россини), Лакме, Виолетта, Маргарита Валуа, Эльза ("Лоэнгрин"). констанца. В партии Констанцы проявила "удивительную итальянскую легкость, грацию, непринужденность преодоления тесситуры и колоратуры".

Др. партии: Татьяна, Степанида; Церлина ("Свадьба Фигаро"), Паж Урбан, Гельмвига. Партнеры: И. Ершов, П. Журавленко, С. Лемешев, С. Мигай, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Петров, А. и Г. Пироговы, М. Рейзен, Л. Савранский, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у С. Василенко, Н. Голованова, A. Коутса, Э. Купера, Э. Направника, С. Самосуда, B. Сука. Готовила партии под рук. режиссеров Лосского, А. Петровского, Н. Смолича. Под рук. К. Станиславского подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921). Последнее выступление на оперной сцене состоялось 15 янв. 1942 в партии Виолетты.

С. была также выдающейся камерной певицей. Часто выступала в концертах, с 1914 до 1950 гастролировала во мног их городах СССР. Камерный репертуар включал произв. В. А. Моцарта, К. Дебюсси Р. Штрауса, М. Регера, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, но более всего творческой индивидуальности певицы были близки романсы П. Чайковского, С. Рахманинова и Э. Грига. Исп. сольные партии в крупных вокально-симф. произв. — поэме "Колокола" Рахманинова (1-я исп. в Москве, п/у автора, 8 февр. 1914), в 9-й симфонии Л. Бетховена (п/у О. Клемперера, 14 апр. 1925, Большой зал Ленингр. филармонии) и песни Клерхен из муз. Бетховена к трагедии Гете "Эгмонт". Одна из первых исп. вокальных произв. сов. композиторов — Н. Мясковского, Р. Глиэра, С. Василенко (композитор посвятил певице цикл "Майорийские песни"; 1 я исп. романсов "В мае", "Я у Вас немного отняла", "Гяур", "Танец", 1931, Киев. п/у автора), Д. Аракишвили, Н. Чемберджи, О. Чишко, А. Хачатуряна, З. Левиной, Ан. Александрова, Н. Будашкина. В 1935 в составе бригады артистов Большого т-ра выступала в Севастополе перед моряками Черноморского флота.

Неоднократно записывалась на грампластинки в Москве ("Метрополь", 1912: "Музтрест", 1929—32; "Грампластгрест", 1934—37).

Оставив оперную сцену, помогала участникам худож. самодеятельности, была одним из организаторов moсk. гор. певческой школы. Вела общ. работу (с 1934 избиралась депутатом Моссовета).

Награждена орденам и трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1976).

Имеется портрет певицы худож. П. Скотаря в роли Царевны-Лебедь (1950, карандаш, акварель) — в ГЦТМ. Соч.: Школа вокального мастерства ("Венок Римскому-Корсакову")//Сов. музыка. 1958. № 6. С. 12— 14; Рахманинов//Огонек. 1963.№ 14, С. 30; Неутомимая труженица // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967. С. 437—440; Мои воспоминания о Н. А. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания. Статьи. Материалы. — М., 1970. С. 124—126; Моя жизнь // Театр. 1976. № 3. С. 151—152: Автобиография (рук.) — ЦГАЛИ, ф. 2581, оп. 1, ед. хр, 162; Воспоминания о С. И. Мигае — Там же, ф. 2771, оп. 1. ед. хр. 116.

Лит.: Е. А. Степанова. (Творческий путь) // Сов. артист. 1934. № 13; Шавердян А. Большой театр СССР. — М" 1952. С. 37, 112—113; Елена Андреевна Степанова. — М.. 1953. (Буклет); Константинов К. Е. А. Степанова: К 70-летию со дня рождения //Муз. жизнь. 1961. № 10. СП—12; Витальев В. В день рождения // Театр. жизнь. 1971. № 19; Зарубин В. Выдающийся мастер оперной сцены // Сов. артист. 1971. 21 мая: Его же. Елена Андреевна Степанова // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР. — М., 1976; Лемешев С. Я. Путь к искусству. — 2-е изд. — М., 1974. С. 158—159; Рейзен М. Мастерство, культура, артистизм // Сов. культура. 1978. № 45; Его же. Памяти Елены Андреевны Степановой // Сов. артист. 1978, 9 июня.



Степанова, Елена Андреевна

Род. 1891, ум. 1978. Певица (колоратурное сопрано). Выступала на сцене Большого театра (1912—48). С 1937 г. народная артистка СССР.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое степанова елена андреевна
Значение слова степанова елена андреевна
Что означает степанова елена андреевна
Толкование слова степанова елена андреевна
Определение термина степанова елена андреевна
stepanova elena andreevna это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):