Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - степанова мария матвеевна

Степанова мария матвеевна

[1 (13).1 (в нек-рых источ. 27.3(8.4). 1815, Петербург — 21.10 (3.11). 1903, там же] — арт. оперы (сопрано). Сестра А. М. Степановой. Род. в семье придв. музыканта. В 1827—33 обучалась в Петерб. театр. уч-ще (сначала хореографии у Ш. Дидло, затем пению у А. Сапиенцы и К. Кавоса), позднее неск. лет брала уроки пения у И. Рупина. В 1831 впервые выступила в операх "Деревенские певицы" и "Вольный стрелок". В 1833—46 солистка петерб. Большого т-ра (дебютировала в партии Алисы — "Роберт-Дьявол"), на сцене к-рого создала св. 30 образов. В сезоне 1843/44 пела в петерб. Итал. опере совместно с М. Альбони, П. Виардо, Дж. Рубини. В 1846 была переведена в моск. Большой т-р. где выступала до 1854. Обладала гибким, подвижным, сильным голосом красивого тембра (немного резким в верхнем регистре), прекрасно владела мастерством пения mezza voce. В нач. 1840-х гг. голос начал "расшатываться". Критики упрекали певицу в крикливости и форсировке звука. Благодаря феноменальной музыкальной памяти могла выучить сложнейшие партии с одной-двух репетиций. Исп. отличалось тщательной отделкой партий, грациозностью (иногда с оттенком сентиментальности).

1-я исп. партий: Антониды ("Жизнь за царя"; М. Глинка написал эту партию, сообразуясь с особенностями голоса С., и подготовил ее с певицей, однако созданный образ оказался маловыразительным), Людмилы ("Руслан и Людмила"; интерпретация этой партии также вызвала критическую оценку М. Глинки), Ольги ("Ольга, дочь изгнанника"). Ундины ("Ундина"), Ксении ("Куликовская битва"); в моск. Большом т-ре — Людмилы ("Руслан и Людмила"); на рус. сцене — Нормы ("Норма"), Семирамиды ("Семирамида"), Лукреции Борджа ("Лукреция Борджа"), Церлины ("Сирена"), Атенаисы де Соланж ("Мушкетеры королевы"). Стеллы ("Бронзовый конь"), Амины ("Сомнамбула"), ? ("Эдинбургская темница"). Лучшие партии: Юлия ("Капулети и Монтекки"), Норма, Семирамида, Лючия ди Ламмермур, Эмма ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Амина. Др. партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Дон Жуан"), Элеонора. Партнеры: П. А. Булахов, С. Гулак-Артемовский, П. Гумбин, Л. Леонов, О. Петров, А. Петрова-Воробьева. Пела п/у К. Альбрехта, И. Иоганниса, К. Кавоса, А. Рубинштейна.

В Петербурге выступала в концертах с П. Виардо, Г. Ниссен-Саломан, Э. Тамберликом, А. Тамбурини. Дж. Рубини.

Талант певицы высоко ценили А. Серов, В. Одоевский.

Имеются портреты певицы худож. П. Мейера и неизв. худож. в роли Антониды — в ЛГТМ: ваза с изображением певицы в партии Стеллы ("Бронзовый конь"; 1840) — Ленингр. музей-квартира Ф. И. Шаляпина.

Лит.: К. В. О. [Одоевский В. Ф.] Второе письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин // Сев, пчела. 1836. 15 и 16 дек.: Его же. [псевд. В. Невский]. Новая русская опера: Жизнь за царя, Музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена // Литературные прибавления к рус. инвалиду. 1837. 30 янв.; Серов А. Н. "Руслан и русланисты"/ / Музыка и театр. 1867. № 10; Воспоминания А. Я. Петровой // Рус. старина. 1880. Т. 27. Март; Мария Матвеевна Степанова. (Страничка из ее автобиографии) //Ежегодник имп. театров: Сезон 1903— 1904. Прилож. к XIV вып. С. 215—216; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки: Очерк. — Л., 1959. С. 732; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836— 1856. — Л., 1969. С. 67, 98, 161, 246; Глинка М. И. Записки. — М" 1988. С 78.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое степанова мария матвеевна
Значение слова степанова мария матвеевна
Что означает степанова мария матвеевна
Толкование слова степанова мария матвеевна
Определение термина степанова мария матвеевна
stepanova mariya matveevna это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):