Большая биографическая энциклопедия - степин вячеслав семенович
Степин вячеслав семенович
(р. 19.08.1934) — спец. в обл. теории познания, филос. и методологии науки, филос. культуры, истории науки; д-р филос. наук, проф. Окончил отделение филос. ист. ф-та Белорус. гос. ун-та (БГУ) (1956) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1959). С 1959 — на преп. работе: асс., преп., доц. кафедры филос. Белорус. политехн. ин-та. С 1974 — на кафедре филос. гуманит.
ф-тов БГУ: доц., проф., в 1981—1987 — завкафедрой. В 1987 — 1988 — директор ИИЕТ АН СССР, с 1988 по наст. вр. — директор ИФ АН СССР (ныне РАН). Одновр. зав. каф. филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Общеметодологические проблемы науч. познания и современный позитивизм" (1965). Докт. дисс. — "Проблема структуры и генезиса физической теории" (1975).
Чл.-корр. АН СССР (1987). Акад. РАН (1994). Иностр. член Нац. АН Белоруссии (1995), Иностр. член Нац. АН Украины (1999), заслуженный проф. МГУ, почетный доктор Новг. ун-та (2000), Почетный доктор Ун-та г. Карлсруэ, ФРГ (1998). С. внес существенный вклад в иссл. проблем ме-тодол. науки, теории познания, филос. культуры. В 70—80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса науч.
теории, имеющая широкий круг приложений в методол. естеств. и техн. наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теор. объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. была раскрыта структура оснований науки (науч.
картина мира; идеалы и нормы иссл.; филос. основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в науч. поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий науч. иссл. С. обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только нек-рых из них, становящихся реальной, эмпирич.
историей науки. Разработал идею типов науч. рациональности (класс., некласс., постнекласс.). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм иссл., особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов — от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем.
В посл. годы С. исследовал функции мировоззренч. универсалий культуры, их роль в трансляции ист. опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизац. развития. С. проанализировал соотношение универсалий культуры и филос. категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание разл.
типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры ("природа", "пространство", "время", "причинность", "свобода", "справедливость", "совесть", "добро", "зло" и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеч. бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист.
типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции соц.-ист. опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеч. жизненного мира, посредством к-рой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определ.
типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Филос. выступает рефлексией над универсалиями культуры. Филос. категории упрощают и схематизируют мировоззренч. универсалии, превращая их в теор. понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями филос.
способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренч. ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры. С. разработал концепцию типов цивилизац. развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры.
Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на совр. этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экол., антрополо-гич. и др. глоб. кризисов. Предс. науч.-редакц. совета "Новой философской энциклопедии" в четырех томах (М., 2000—2001). .