Большая биографическая энциклопедия - степняк-кравчинский сергей михайлович
Степняк-кравчинский сергей михайлович
[1851—1895; псевдоним — Степняк] — один из революционных народников 70-х гг., публицист и беллетрист. Сын военного врача, учился в орловской военной гимназии и в военном училище в Москве. Был офицером. В 1872 был принят в центральную группу кружка чайковцев, осенью 1873 одним из первых пошел "в народ". Был арестован, но ему удалось бежать. Затем жил в Москве и в 1874 поехал за границу. С этого же времени выступил как автор пропагандистских сказок ("Мудрица Наумовна", "Сказка о копейке"). В 1875 отправился на Балканский полуостров, где принял активное участие в Герцеговинском восстании сербов против турок. В 1877 участвовал в вооруженном восстании, организованном бакунистами в Италии в провинции Беневента. В 1878 был вызван организацией "Земля и Воля" в Петербург, где убил шефа жандармов Мезенцева и затем скрылся. Тотчас после этого террористического акта напечатал брошюру "Смерть за смерть". В том же году снова выехал за границу и больше в Россию не возвращался. Кроме нескольких статей в журнале "Дело" (псевдонимы: С. Штейн, С. Горский, Н. Бельдинский), С.-К. издал в этот период ряд книг: "La Russia sotteranea" (Подпольная Россия, на итальян. яз.) и "Russia under the Tsars" (Россия под властью царей, 1886), "The Russian Peasantry" (Русское крестьянство, 2 тт., 1888), "King Stork and King Log" (Царь-чурбан и царь-цапля) и наконец "The Career of a Nihilist" (Жизнь нигилиста, 1889), изданная затем по-русски под названием "Андрей Кожухов". Последними работами С.-К. были повести "Штундист Павел Руденко" (изд. 1908) и "Домик на Волге", а также драма "Новообращенный".
В своих политических взглядах С.-К. с середины 70-х гг. примыкал к бакунистам, а с 1879 сочувствовал "Народной воле". В это время С.-К. разделял глубоко порочные позиции индивидуального террора. В 90-х гг. в послесловии к новому изданию "Подпольной России" С.-К. дал критику тактики "Народной воли" и признал ее методы устаревшими. В последние годы он пришел в лагерь либерализма.
Беллетристические и полубеллетристические произведения С.-К. первоначально в большинстве писались для иностранцев, на иностранных языках, и это наложило на них своеобразную печать. С.-К. ставил своей задачей не только знакомить европейское либеральное общественное мнение с положением в России и с русским революционным движением, но и вызывать сочувствие этому движению. Этой же цели служили и многочисленные лекции и доклады, которые С.-К. читал в Англии и Америке. Этим отчасти объясняется несколько приподнятый и местами даже восторженный стиль таких наиболее широко известных произведений С.-К., как "Подпольная Россия" (ряд портретов революционеров и очерков их жизни) и "Андрей Кожухов". Основная причина этой легко ощутимой особенности беллетристики С.-К. — в наивно-восторженном характере его мировоззрения. Отсюда же и авантюрность "Андрея Кожухова". Но вместе с тем оба эти произведения дают реалистические детали из жизни народников.
Другие художественные произведения С.-К. — повесть "Домик на Волге" и драма "Новообращенный", написанные по-русски, сталкивают революционеров с обывательской и даже им враждебной средой. От всех этих произведений резко отличаются и по содержанию и по форме повести "Штундист Павел Руденко" и сказки С.-К., действие которых происходит в гуще крестьянской массы. Повесть "Штундист Павел Руденко" описывает пропаганду штундистов в русской деревне и их преследования со стороны церковной власти и администрации, дает ряд реалистически написанных картин русской деревни тех лет. Здесь С.-К. свободен от наивно-восторженного тона своих главных произведений. Во время пропагандистских скитаний и в разговорах с крестьянами С.-К. оперировал евангелием, которое он знал превосходно и из которого делал "социалистические" выводы. В повестях С.-К. мы находим отражение этих приемов народнической пропаганды С.-К.
В пропагандистских сказках С.-К. чувствуется известное знание крестьянской среды и ее психологии. Это сказывается и в таких произведениях 70-х гг., как "Слово на Великой пяток", где под видом проповеди дается критика эксплуатации крестьян. В "Сказке о копейке" изображается судьба мужицкой копейки, которую последовательно отнимают у крестьянина барин, поп и купец. Сказка пересыпана множеством вставочных притч и эпизодов и кончается пропагандой артельной организации и призывом к объединению крестьян для борьбы с их врагами. В сказке "Мудрица Наумовна" рассказывается между прочим о Первом Интернационале.
Как сказки С.-К., так и его роман "Андрей Кожухов" и очерки "Подпольная Россия" пользовались успехом прежде всего среди народнической молодежи. С ростом и укреплением подлинно-революционного, марксистского мировоззрения произведения С.-К. утеряли свое значение.
Библиография: I. Собрание сочинений. Под ред. С. А. Венгерова. Со статьями П. Кропоткина, Г. Бран-деса, В. Водовозова, тт. I — VI, изд. "Светоч", СПб, 1907—1908 [т. І — Штундист Павел Руденко; т. II — Подпольная Россия; т. III — Домик на Волге. Новообращенный. Сказка о копейке; т. IV — Андрей Кожухов; т. V — Эскизы и силуэты, т. VI — Публицистика и критика]; Собр. соч., 7 тт., СПб, 1918—1919 [в это изд. вошли некоторые новые, ранее не напечатанные произведения; нет прежних цензурных пропусков]; Смерть за смерть (Убийство Мезенцева), Гиз, Пб., 1920 [в Собр. соч. не вошло]; Штундист Павел Руденко (Дополнено по рукописи, с написанными для настоящего изд. воспоминаниями П. Кропоткина), Гиз, М. — П., 1923; Андрей Кожухов (пер. с англ. Ф. М. Степняк, под ред. и с предисл. П. Кропоткина. Полное посмертное изд. без пропусков), изд. "Пролетарий", Харьков [1926]; Подпольная Россия, изд. "Пролетарий", 1926; и др. изд.
Л. Д.
{Лит. энц.}
Степняк-Кравчинский, Сергей Михайлович