Большая биографическая энциклопедия - стравинский федор игнатьевич
Стравинский федор игнатьевич
— известный русский оперный певец-бас; род. в 1843 г. в Черниговской губ. Окончив курс в Нежинском лицее, поступил в консерваторию, где занимался в классах пения Эрит Виардо, Репетто, Ниссен-Саломан и Эверарди. В 1873 г. дебютировал в Киеве, в 1876 г. — в СПб., в Мариинском театре, на сцене которого поет и в настоящее время. Он обладает разносторонним и крупным дарованием, давшим ему возможность создать столь различные роли, как Еремка во "Вражьей силе", Фарлаф в "Руслане", странник в "Рогнеде", Иоанн Грозный в "Купце Калашникове", Югурта в "Корделии", Варлаам в "Борисе Годунове", Мефистофель в "Фаусте" и пр. Вникая во внутренний смысл каждой роли, С. изучал литературу, к ней относящуюся, и это породило в нем страсть к собиранию исторических книг и гравюр. Библиотека С. представляет из себя обширную коллекцию редких экземпляров. Из 59 опер, вошедших в репертуар С., 31 принадлежат перу русских авторов. В 1901 г. торжественно праздновался 25-летний юбилей С., при чем ему пожаловано звание "заслуженного артиста".
Н. Соловьев.
{Брокгауз}
Стравинский, Федор Игнатьевич (дополнение к статье)
— оперный артист; умер в 1902 г.
{Брокгауз}
Стравинский, Федор Игнатьевич
— известный оперный артист (бас), род. 3 июня 1843 в Черниговской губ., ум. 22 ноября 1902 в СПб. Сын помещика, по окончании киевского университета (юридический факультет) приехал 1869 в СПб., чтобы поступить на службу, но поступил в консерваторию и стал изучать пение (Гарсия-Виардо, Репетто, Ниссен-Саломон, Эверарди). Окончив в 1873 консерваторию, С. 30-ти лет с успехом дебютировал в Киеве (Мефистофель в "Фаусте"), после чего 3 года пел в провинции; в 1876 поступил на СПб. Мариинскую сцену, где и пел до смерти. За это время С. исполнил около 70 партий в 60 операх (лучшие — Каспар, Мефистофель, Сен-Бри, Фарлаф, Скула в "Игоре", Варлаам в "Борисе Годунове", Еремка во "Вражьей силе", Олоферн и др.). Исполнение С. отличалось тонкостью нюансов, выразительностью, типичностью; он был силен как в драматических, так и в комических партиях, особенно в русских операх, где свойственный С. здоровый реализм находил себе более широкое поле применения. См. "Рус. Муз. Газ.", 1898, № 3, и 1902, № 48.
{Риман}
Стравинский, Федор Игнатьевич
[8(20). 6.1843, д. Новый Двор Речицкого у. Минск. губ., ныне Гомельской обл. —21.11 (4.12). 1902, Петербург] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Отец композитора И. Стравинского и певца Г. Стравинского. Род. в семье агронома. В 1859— 65 учился в Нежин, и Мозырьской гимназиях, где игран в водевилях и пел в хоре, затем на юридич. ф-тах Новоросс. (1865—66) и Киев. (1866—68) ун-тов, в Нежин, лицее (1869). В 1869—73 по совету К. Вильбоа и В. Кологривова обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Репетто, Эрит Виардо, Г. Ниссен-Саломан, с 1871 — К. Эверарди). Окончив конс., дебютировал в партии графа Родольфа в Киеве, где за три года спел 17 партий. Летом 1874 гастролировал в Одессе и Елизаветграде. В 1876—1902 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Мефистофеля — "Фауст" и Фарлафа). В 1901 получил звание "Засл. артист имп. театров". Обладал ровным звучным голосом обширного диапазона (св. двух октав, от нижнего фа до верхнего соль-диез), однако не отличавшимся большой силой и красотой тембра. Легко исп. различные фиоритуры (особенно в партии Каспара), владел мастерством mezza voce, искусной филировкой звука. Пение отличалось интонационной выразительностью. Работая над ролью, тщательно изучал литературу, исторические источники, изобразительный материал. Уделял большое внимание внешнему рисунку образа (мимика, жест, костюм, грим — арт. всегда сам гримировался). Метод работы С. над созданием сцен. образов впоследствии использовался Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым и др. За 26 лет сцен. деят-сти исп. в 59 операх 66 разнохарактерных партий (драм., трагич., комедийных; по диапазону — от низких басовых до баритоновых). Наиболее значительное место в репертуаре певца принадлежало партиям в операх рус. композиторов (всего 31 партия).
1-й исп. партий: Светлейшего ("Кузнец Вакула"), Ивана Грозного ("Купец Калашников"), Головы ("Майская ночь"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" В. Кюнера), Дюнуа ("Орлеанская дева"). Деда Мороза ("Снегурочка"), Казанбека ("Кавказский пленник"), Югурта ("Корделия"; 1-я ред.), Вильгельма Завоевателя ("Гарольд"), Мамырова ("Чародейка"), Полтева ("Горюша"), Скулы ("Князь Игорь"), Мстивого ("Млада"), Панаса ("Ночь перед Рождеством"), Андрея Дубровского ("Дубровский"), Варлаама ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Раймонда ("Сарацин"), Дуды ("Садко"); в Киеве — Вязьминского ("Опричник"); в Мариинском т-ре — Орлика ("Мазепа" П. Чайковского), Спарафучиле ("Риголетто"); на рус. сцене — Рамфиса ("Аида"), Цуниги ("Кармен"), Капулети ("Ромео и Джульетта"), Пистоля ("Фальстаф"), Мефистофеля ("Мефистофель"), Паоло Орсини ("Риенци").
С. был продолжателем традиций О. Петрова, что с особенной худож. силой выявилось в исп. им партий Фарлафа (одна из лучших ролей арт.) и Варлаама (исп. по словам В. Стасова, "с великим талантом"*). В числе лучших также партии Олоферна (до Ф. Шаляпина считался одним из самых ярких исп.), Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Еремки, Старика-странника, Мамырова (одно из высших вокально-сцен. достижений арт.), Орлика. "Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: "Открой, где клады, скрытые тобой?" — потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании ее разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам М. И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским"**.
В зарубежном репертуаре певца мастерством исп. отличались партии Дона Базилио и Дон Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофеля ("Фауст" и "Мефистофель"), Сен-Бри и Марселя ("Гугеноты"), Спарафучиле, Генриха-Птицелова. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Агамемнон; Лепорелло ("Дон Жуан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"). Партнеры: М. Корякин, Ф. Литвин, И. Мельников, Е. Мравина, И. Прянишников, М. Славина, Ф. Шаляпин. Пел п/у 3. Направника, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна.