Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - стрельцова галина яковлевна

Стрельцова галина яковлевна

(р. 16.08.1937) — спец. в обл. истории филос., культурологии и этики; д-р филос. наук, проф. Род. в Горьком. Окончила филос. ф-т МГУ (1963) и асп. того же ф-та по кафедре истории заруб. филос. С 1970 работает на этой же кафедре, проф. (с 1992). Канд. дисс. — "Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра" (1968), докт. дисс. — "Философия Блеза Паскаля и современность" (1986). В трудах С. особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеч. духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравств. сознания, соотношения зап. филос. и рус. культуры. В отдельную обл. иссл. она выделила "метафизику сердца", идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими рус. мыслителями, как И.Киреевский, А.Хомяков, Ф.Достоевский, П.Юрке-вич, П.Флоренский, И.Ильин, Б.Вышеславцев, супруги Рерих, Л.Андреев и др. Опора на "феномен сердца" в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога — в противовес "отвлеченно рассуждающему разуму" в зап. метафизике — рассматривается С. как глубинная основа, "душа русской культуры", родственная душа Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России. Однако в сов. времена марксизм "не претендовал на наследие Паскаля" (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и "бичевал" его за религ. ориентацию. До иссл. С. филос. Паскаля "изымалась" как "тупиковая ветвь" в развитии европ. традиции (И.С.Нарский). С. "открыла" для росс. читателя "неизвестного Паскаля" и представила этого великого философа — наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем — как мыслителя-новатора и пророка (Л.Н.Толстой), предвосхитившего позднейшие пути зап. мысли: религ. модернизм М.Блонделя, филос. антропологию М.Шелера, экзистенциализм С.Кьеркегора, Г.Марселя, А.Камю и др. — и обогатившего мировую мысль уникальной "филос. сердца", неподражаемым "искусством убеждения", "науки доказательства", проникновенной религией "личного Бога" (в отличие от "Бога ученых и философов") и мн. др. В эпоху "прагматичного ума" и культа утилитарных ценностей С. обосновывала потребность в "культуре сердца" для дух.-нравств. и религ. воспитания людей, подчеркивая в структуре личности фундам. значение нравств. чувств и нравств. интуиции (в отличие от нравств. рефлексии). При иссл. экзистенциализма Сартра С. выявляет исторически определ. и специфический тип его субъективной экзист.-феноменологич. диалектики как противоположный объективно-онтол. диалектике Гегеля и до нек-рой степени родственный "антитетической диалектике" Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в кн. "Бытие и Ничто" Сартра рассматривается ею как теор. фундамент его концепции "абсолютной свободы" человека и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра "Критика диалектического разума", С. приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы "существование предшествует сущности" и признает соц. обусловленность личности и ее свободы. Обращаясь к творч. С.Кьеркегора, С. фиксирует парадоксы его экзист.-антропологич. и религ. сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. "Вкус к парадоксам" она считает "особым филос. гением", столь же редкостным среди философов, как и всякий др. "экзотический дар" (поэтический гений, блестящий лит. стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него — Ницше, Л.Шестов, Бердяев и немногие др. "Страсть к парадоксам" нередко выступает как потребность в диалек-тич. мышлении, выступающем за пределы "рассудочной метафизики" Запада и "скуки здравого смысла". В нравств.-психол. очерке "Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви". С. — лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996) за кн. "Паскаль и европейская культура".

Соч.: Проблема диалектики в экзистенциализме Ж.-П.Сартра // Из истории зарубежной философии XIX—XX веков. М., 1967; Эволюция философский взглядов Ж.-П.Сартра // ВФ. 1968. № 3; Проблема личности и ее свободы в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // ФН. 1971. № 4; К критике концепции экзистенциальной диалектики Ж.-П.Сартра // Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971; Критика экзистенциалистской концепции диалектики (Анализ философских взглядов Ж.-П.Сартра). М., 1974; Блез Паскаль (Мыслители прошлого). М., 1979; Феномен Паскаля // ВФ. 1979. № 2; Декарт и Паскаль // Там же. 1985. № 3; Диалектика и экзистенциализм // Современные зарубежные концепции диалектики. М., 1987; Судьба любви сегодня. Нравственно-психологический очерк // Философия любви. Т.1. М., 1990; Барокко и классицизм. 17 в. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991; Философия и культура. М., 1994 (Предисловие и ред.); Паскаль и европейская культура. М., 1994; "Даниил Андреев", "Паскаль в России", "Сердца метафизика" // Русская философия. Словарь. М., 1995; (2-е изд. М., 1999); Парадоксы религиозной веры у С.Кьеркегора // Къеркегор и современность. Минск, 1996; Материалы Международной конференции в Минске. Ноябрь, 1995; Разум и сердце у Декарта и Паскаля // Декарт в канун 21 столетия. М., 1998, (Материалы Международной конференции. Апрель, 1996, Тверь); Парадоксы философии Серена Къеркегора // В. МГУ. Сер.7."Философия". 2000. № 4; "Монтень", "“Опыты Монтеня", "Паскаль", "“Мысли Паскаля", "А.Арно", "Л.Молина" // Новая философская энциклопедия в 4 томах. М., 2000—2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стрельцова галина яковлевна
Значение слова стрельцова галина яковлевна
Что означает стрельцова галина яковлевна
Толкование слова стрельцова галина яковлевна
Определение термина стрельцова галина яковлевна
strelcova galina yakovlevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):