Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - стрельников николай михайлович

Стрельников николай михайлович

род. 14 мая 1888 в Петербурге, ум. 12 апр. 1939 в Ленинграде. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1939). В 1909 окончил Училище правоведения. С 1900 брал уроки ф-п. у Г. И. Романовского, с 1909 по композиции у А. К. Лядова и А. М. Житомирского. В 1918—1928 сотрудник (с 1922 зав. муз. отделом) жури. "Жизнь искусства", В 1919—1921 сотрудник Муз. отдела Наркомпроса. В 1919—1920 преподаватель Петрогр. театр. училища. В 1922—1939 зав. муз. частью и дирижер ТЮЗа в Ленинграде.

Автор статей, посв. истории музыки, концертных и театр. рецензий, в т. ч. в журн. "Жизнь искусства": "Единый интернационал" (конкурс хор. аранжировок; 1920, № 357, 359—360), "Язык образов" (о "Путеводителе по концертам" И. Глебова; 1920, № 363), "О музыке к "Отелло" (1920, № 374—375), "Концерт А. К. Глазунова" (1920, № 415), "Пиковая дама" (1920, № 419—420), "Памяти Александра Дубянского" (1920, № 437), "Искусство музыкальной импровизации" (1920, № 446—447), "Страхи и чаяния" (1920, № 552), "О звездах и камерных вечерах" (1920, № 564—565), "Учитель" (о А. К. Глазунове; 1920, № 616—618), "Музыка Асафьева" (1920, № 619—621), "Елка" (1921, № 658—660), "Двуликое" ("Моцарт и Сальери", "Торжество Вакха"; 1921, № 663—665), "Кризис рецензии" (1921, № 691—693), "Восстание ангелов" (о С. Рахманинове; 1921, № 700—701), "О пенье птиц и германском любомудрии" (1921, № 706—708), "Параллели и сечения" (1921, № 718—720), "Безусловная условность" (1922, № 14), "Пятилетие" (1922, № 44), "С. В. Рахманинов" (1923, № 13), "Ф. Акименко и А. Пащенко" (1923, № 18), "Пиррова победа" (симфонический концерт оркестра без дирижера; 1923, № 24), "Кое-что об оперетте" (1923, № 34), "Золотой петушок, или Синяя птица?" (1923, № 39), "Стиль Гофманского кошмара" (1924, № 7), "Катя-танцовщица" (1924, № 8), "Десять мыслей о новом искусстве" (1924, № 13), "Марица" (1925, № 4), "Орлиный бунт" (1925, № 44), "Б. Вальтер" (1927, № 3), "Музыка в Вене" (1927, № 27), "Опера в Вене" (1927, № 33), "О "Черном амулете" (Современный театр. 1928, № 3), "Памяти Альбана Берга" (Рабочий и театр. 1936, № 2).

Соч.: оперы — Беглец (по повести Л. Толстого "За что?", либр. собств. и П. Перелешина, Ленинград, 1933), Граф Нулин (по А. Пушкину, 1938); оперетты — Черный амулет (Ленинград, 1927), Холопка (Ленинград, 1927), Луна-парк (Москва, 1929), Чайхана в горах (Москва, 1930), Завтра утром (1930), Сердце поэта (Беранже; Ленинград, 1934), Настоящая любовь (1937), Президенты и бананы (1939); для симф. оpк. — Сюита; для ф-п. и симф. орк. — Концерт; Струн. квартет (1919); для скр., альта и ф-п. — Трио; для ф-п. — пьесы; для голоса и ф-п. — романсы на cл. А. Пушкина, М. Лермонтова; песни на cл. сов. поэтов, в т. ч. Шесть детских песен на cл. С. Маршака; музыка к драм. спектаклям; музыка к фильмам, в т. ч. "Леночка и виноград" (1936), "Чудесный корабль" (1936), "Путешествие в Арзрум" (1937).

Лит. соч.: "Луиза": Музыкальный роман в 4-х действиях и 5-ти картинах Г. Шарпантье. — Пг., 1920; Балакирев: Очерк. — Пг., 1921; Бетховен: Опыт характеристики. — М., 1922; Серов: Опыт характеристики. — М., 1922; Глинка: Опыт характеристики. — М., 1922.



Стрельников, Николай Михайлович

(род. 14.V.1888 в Петербурге, ум. 12.IV.1939 в Ленинграде) — сов. композитор, дирижер, муз. критик. Окончил училище правоведения в Петербурге (1909). Музыкой начал заниматься с 12 лет (уроки фп. у Г. Романовского, теории музыки у М. Келлера). С 1909 изучал композицию под рук. А. Житомирского. С первых дней Октябрьской революции принимал деятельное участие в строительстве сов. муз. культуры (работа в Муз. отделе Народного комиссариата просвещения, лекционная деятельность, преподавание музыки и др.). С 1918 до конца жизни — сотрудник (с 1928 зав. муз. отделом) журн. "Жизнь искусства". В 1921—22 зав. концертным отделом филармонии, в 1922—37 зав. муз. частью и дирижер Ленинградского ТЮЗа. Многосторонне одаренный, эрудированный музыкант, С. внес ценный вклад в развитие сов. музыки, являясь, наряду с И. Дунаевским, одним из основоположников сов. оперетты. Широкую известность ему принесла оперетта "Холопка" (впоследствии экранизированная под назв. "Крепостная актриса"). Много творческой выдумки, вкуса, мастерства композитор проявил в театральной музыке. Существенным слагаемым его деятельности явилась успешная, оставившая яркий след муз.-критическая работа.

Соч.: оперы "Беглец" (1933), "Граф Нулин" (соч. 1938); муз. комедии (оперетты) "Черный амулет" (1927), "Луна-парк" (1928), "Холопка" (1929), "Чайхана в горах" (1930), "Сердце поэта" ("Беранже", 1934); Сюита для орк.; Концерт для фп. с орк.; камер.-инструм. анс., в т. ч. Квартет (1914—19), Трио для фп., скр. и альта; соч. для фп., в т. ч. 24 пьесы для детей; романсы, дет. песни; музыка к спект., к/ф; монографии о Бетховене и Серове (изд. "Светозар", Пг., 1918—21), статьи, рецензии.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стрельников николай михайлович
Значение слова стрельников николай михайлович
Что означает стрельников николай михайлович
Толкование слова стрельников николай михайлович
Определение термина стрельников николай михайлович
strelnikov nikolay mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):