Большая биографическая энциклопедия - стрешнев семен лукьянович
Стрешнев семен лукьянович
— единственный родной брат царицы Евдокии Лукьяновны. В 1626 г., в год бракосочетания царя Михаила Феодоровича с Евдокией Лукьяновной, ему было лет десять, а может быть и того меньше. Он был взят в стольники к царице, и в том же 1626 г. к празднику Рождества ему сшили два богатых кафтана, — один праздничный, из турецкого золотного атласа, украшенный на груди восемью "образцами" (род запонок), низаными жемчугом, стоимостью, по оценке Мастерской палаты, в 34 руб.
22 алтына (на нынешний счет около 350 pуб.), кроме "образцов", пожалованных государем из хором, и другой кафтан будничный, сшитый из червчатого киндяка на лисьем меху бурых лисиц с нашивкою (застежками), тканою в кружки из серебра с шелком, и с воротником из золотного атласа по червчатой земле. На государевой службе С. впервые является 17 мая 1631 г.
при приеме шведского посла Антона Монира. Шесть лет спустя 21 мая 1637 г., С. женился на княжне Марье Алексеевне Лыковой, быть может по сватовству самого царя. Так как по дворцовому обычаю для ближних людей государя жених и будущий тесть должны были заранее звать государя на свадьбу, то 15 мая с этим зовом явились С. и стольник кн. Алексей Феодорович Лыков.
Им обоим государь пожаловал подарки, а на другой день после свадьбы 22 мая, когда новобрачный приехал ударить челом государю, то получил от него, кроме даров, образ Благовещения Пр. Богородицы в благословение. При Михаиле Феодоровиче, несмотря на столь близкое к ним родство, С. не занимал выдающегося служебного положения — в 1635 и 1644 гг.
он, наряду с другими стольниками, был чашником за царскими обедами, данными литовским послам, персидскому послу и датскому королевичу Вольдемару, жениху царевны Ирины Михайловны. Возвышение С. начинается вскоре по вступлении на престол царя Алексея Михайловича (приходившегося ему племянником), который по-видимому очень любил его и относился к нему с доверием.
После кончины родителя, последовавшей 12 июля 1645 г., царь Алексей Михайлович решил, не откладывая дальше, выяснить вопрос: желает ли датский королевич Вольдемар принять православную веру, чтобы жениться на царевне Ирине. Получив отрицательный ответ, царь послал к Вольдемару С.сказать, что в таком случае предполагавшийся брак не может состояться. 13 августа королевич с послами были на отпуске у царя, а так как, по случаю траура по царе Михаиле Феодоровиче, во дворце не могло быть торжественного обеда, то кушанья и напитки были доставлены королевичу на дом "стольником из комнаты" — С. Ровно через месяц, 13 сентября, С.
впервые исправлял весьма важную и ответственную должность крайчего, в трапезе Троице-Сергиева монастыря, во время богомольного путешествия туда царя. 28 сентября того же 1645 г., в день венчания на царство Алексея Михайловича, С. был пожалован в "крайчие с путем", т. е, с известными доходами по этой должности, причем ему был дан в пользование город Гороховец.
Должность эта требовала постоянного присутствия при государе, а между тем 3 января 1646 г., по вестям о нашествии на Москву крымского хана, С. был назначен в Мценск, в "прибылых воеводах", в помощь главному воеводе кн. А. Н. Трубецкому. Назначение это, удалявшее С. от царя, показывает, что положение его при дворе стало колебаться. Благополучно вернувшись из похода, так как татары без боя ушли в Крым, С.
продолжал быть крайчим, но после 6 июня 1647 г. внезапно был отставлен от этой должности. По извету в волшебстве, он был сослан в Вологду, причем "честь" у него отнята, т. е. он разжалован в дворяне, но "животы, поместья, отчины и дворы" были оставлены. Можно предполагать, что ссылка С. произошла не без содействия дядьки молодого царя, Б.
И. Морозова, старавшегося удалить ближайших к государю людей, в особенности его родственников, чтобы они не мешали его влиянию на царя. Так как удаление С. от двора произошло вскоре после печального события в личной жизни царя — расстройства его брака с избранной им невестой Евфимией Всеволожской, то весьма вероятно, что волшебство, приписанное С.
, относится именно к этому событию. С. находился в опале 4 года, так что не присутствовал на бракосочетании Алексея Михайловича с Марьей Ильинишной Милославской, бывшем 10 января 1648 г. Он получил прощение 30 марта 1651 г., в праздник Пасхи, при чем пожалован из дворян прямо в окольничие.
До польской войны, начавшейся в 1653 г., С. упоминается только в числе лиц, сопровождавших царя в его богомольный и торжественных выездах, а 2 июня 1652 г.
, когда во время похода в Троице-Сергиев монастырь, в Москве произошел большой пожар, С. был отпущен с дороги в Москву для необходимых распоряжений к прекращению пожара. В начале польской войны, 5 октября 1653 г. С. получил назначение собираться с ратными людьми во Пскове, в товарищах с главным воеводой В. П. Шереметевым, который, собрав войско в Новгороде, должен был идти на рубеж для военных действий против Польши.
Во время пребывания в Пскове С. получил от царя Алексея Михайловича уведомление о рождении сына, царевича Алексея Алексеевича (род. в февр. 1654 г.) и о присоединении к Московскому государству Малороссии. Понятно чувство радости, охватившее и царя, и С. Первенец, царевич Дмитрий, родившийся 22 октября 1649 г., умер, будучи двух дет от роду; в царской семье были лишь две дочери, а потому не только родители, но и все близкие, несомненно, желали рождения наследника престола. С. с дворянами и со всеми служилыми людьми Пскова отслушал в Троицком соборе молебен за всю царскую семью. В ответ на уведомление о рождении царевича Алексея Алексеевича С.
отправил царю пространное и в духе того времени витиеватое послание, доказывающее, что он в значительной степени владел "книжной мудростью". Частным письма в половине XVII в. представляют весьма редкое явление, а потому считаем нелишним передать содержание послания С. и привести из него некоторые, более характерные места в подлиннике.
Начинает С. свое послание обращением к царю, составляющим некоторую разновидность обыкновенного обращения к царю в челобитных. Вот это начало: "Благочестивому и Богом избранному Поборнику Церькви Соборные, Православные, Восточные веры ни в чесом несумненные, Авраамския, Апостольские, Отческие поборателю, Царю, Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя России Самодержец, Восточные и Западные и Северные странам отчич, и дедич и наследник и многих Государств Государь и Обладатель! Худейший холоп твой Государев, Сенька Стрешнев челом бьет".Царевича Алексея Алексеевича он называет "примирителем всем людем от верхнего чина и до нижнего". Относительно присоединения Малороссии С. говорит, что оно совершилось "по теплой вере" царя и "по молитве способника твоего Государева, по духу отца и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всеа Великия и Малые России"... Далее, вследствие назначения своего в Псков, для войны с польским королем Яном-Казимиром, С.
выражает готовность служить царю и, за его к себе милость, кровь свою проливать. "Воистинно не все, Государь, своего точею спасения твориши попечение, но маловерных под тобою Государем учиненных милостию своею в тоже промышление, сподобитись истины мудрованию, благоразумию руководити, а я худейший холоп твой за твою пресветлую к себе милость, како тебя Государя могу прославити, или кую похвалу тебе Государю принести? преславный, и велелепный, и благочестивый и православный Помазанник Божий — Царь и Государь и Великий Князь всеа Великия и Малыя России! И еже жезлом истины прелесть одолеваеши и прогоняеши, вземляй мед яко пчела по цветцем, берый цветы Пророческие, росу Апостольскую, жизнь Евангельскую, и еже седиши присно на Престоле Царьствия своего, в советех добродетели пребывая, и всех на молитву и на любовь утверждая, и еже противу нечестивых крепко вооружатися направлявши: добрый и верный раб Христов, Помазанник Божий, яко Авраам и друг Божий наречеся, и яко Иосиф в чистоте и целомудрии прославися, и яко Апостольским преданием многое нечестие сотре, а верные люди праве укрепи. Бог же нашего упования и утешения да сохранит тя под кровом крыл своея Божественные благодати, Той нас сподобит видети ваши Царские пресветлые очи, и желаю восприяти с веселием от тебя Государя премногую милость: воистину — ей, Христов и твой, и от Христа Бога научишася: чужих не слушати, ниже последовати чужим, да под твоею Государевою десницею всегда храним буду". .