Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - стригины-оболенские

Стригины-оболенские

угасший княжеский род, ведущий свое начало от князей Черниговских через внука известного Всеволода Святославовича Чермного-Черниговского, Юрия Михайловича, родоначальника князей Торусских. От сына Юрия Михайловича, Константина Юрьевича, давшего начало роду князей Оболенских, в пятом колене (Иван КонстантиновичКонстантин Иванович — Иван Константинович — Василий Иванович — Иван Васильевич Оболенские) и произошел род С.-Оболенских. Таким образом, он является ветвью, именно младшею, рода кн. Оболенских, и непосредственным родоначальником его следует считать младшего представителя ХVIII-го (от Рюрика) колена Оболенских, Ивана Васильевича, прозванного Стригою, что в соединении с общим именем рода и дало новое название — Стригины-Оболенские. Немногие представители этого рода никогда не достигали ни особенно высокого положения на иерархической лестнице, ни особенного влияния на дела государства; в большинстве случаев они несли ратную службу.

1. Александр Васильевич, брат кн. Ивана Васильевича Стриги, ум. в 1501 г., князь собственно Оболенский, но почему-то за ним утвердилось прозвище его племянников, — С.-Оболенский. В 1476 г. он находился в числе бояр, сопровождавших вел. кн. Иоанна III во время первого новгородского похода. Когда пришли к Новгороду, и вел. князь распределил, где кому стать с воинскими отрядами, то А. В. досталось место в монастыре, у Николы на Мостищах. В 1478 г., во главе отряда, составившегося из калужан, алексинцев, серпуховцев, хотунцев, москвичей, радонежцев, новоторждев и глуховцев, он участвовал в новом походе на Новгород и, по повелению Иоанна III, шел между Демонской и Яжолбицкой дорогами. В казанском походе 1487 г. А. В. был воеводой правой руки в судовой рати. В 1493 г. — воевода передового полка в походе к литовским городам, Мезецку и Серпейску, предпринятом с целью отнять у Литвы эти города вместе с принадлежащими к ним волостями, перешедшими раньше к Москве, но затем вел. кн. литовским Александром взятыми обратно. В том же 1493 г. A. B. участвовал в походе в Тверь. В 1495 г. в новгородском походе был с вел. кн. московским. В 1497 г. и казанском походе, в конной рати, был воеводой Большого полка. В 1501 г. он предводительствовал передовым полком в ливонском походе и был убит в темную осеннюю ночь в сражении близ Гельмета. У кн А. В. был один сын, Василий, принявший монашество с именем Варлаама, в Троице-Сергиевом монастыре. О нем упоминает Иоанн Грозный в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь, писанном около 1578 г. Сравнивая прежние монастырские порядки с теми, которые установились впоследствии, когда в Кирилло-Белозерском монастыре стали делать исключения из общих правил для монахов из знатных родов, Иоанн, между прочим, писал: "И у Троицы, при отце нашем, келарь был Нифонт, Ряполовского холоп, да с Вельским с блюда едал; а на правом крылосе Лопотало да Варлам, невесть кто, а княж Александров сын Васильевича Оболенского Варлам на левом: ино смотрите того, коли был путь спасения, холоп с Бельским ровен, а князя доброго сын со страдники сверстан".

"Акты ист.", т. І, стр. 385. — "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1902 г., т. І, стр. 11, 12, 15, 16, 17, 19, 24. — Карамзин, "Истор. гос. Рос.", т. VI, стр. 191, пр. 516. — Татищев, "История Российская", M., 1848 г., т. V, стр. 52. — Петров, "История родов русского дворянства", СПб. , 1886 г., т. І, стр. 30—31.

2. Александр Иванович, шестой сын кн. Ивана Васильевича Стриги. Под 1507 г. упоминается наместником Козельским; в этом году крымцы приходили на Белевские и на Одоевские места; против них-то, вместе с князьями-воеводами Иваном Холмским, Конст. Ушатым, Вас. Сем. Одоевским, Ив. Воротынским, отправился и А. И. Они побили крымцев, отняли пленных и гнались за ними до речки Рыбницы. В 1508, 1509 и 1515 гг. А. И. участвовал в литовских походах: в первом и последнем случаях был воеводой левой руки, а в 1509 г. — воеводой сторожевого полка. В 1523 г., когда ставали г. Васильсурск, он был воеводой правой руки. В 1534 г. вскоре после смерти вел. князя Василия Ивановича, ездил в Крым боярский сын Челищев с известием о восшествии на престол Иоанна III и с поручением "бить челом" Саип-Гирею о продолжении между ним и новым великим князем той дружбы, которая существовала между их предшественниками. В той речи, с которою вменялось Челищеву обратиться к хану, должно было упоминаться и имя А. И. в такой связи: "Если дашь (хан) шертную грамоту, то большой посол, князь Стригин-Оболенский, уже ждет в Путивле с большими поминками и немедленно поедет к тебе". Скоро в Крыму возникла усобица между ханом Саип-Гиреем и старшим по нем из Гиреев — Исламом, что было выгодно для Москвы, потому что силы крымцев разделились. Ислам обещал польско-литовскому королю Сигизмунду-Августу стоять с ним заодно против неприятелей, следовательно и против московского великого князя, но, желая получить денег, послал в Москву с предложением союза. Так как Саип-Гирей пограбил Челищева и всех его людей и доказал этим свое враждебное отношение к Москве, то решили послать "казну" Исламу. С нею, а также и с "большими поминками" и приказано было А. И. ехать из Путивля к Исламу в Крым; однако, дойдя до Новогрудка-Волынского, А. И. остановился и оттуда написал Иоанну III, что Ислам обманывает, называя себя царем, тогда как в действительности он "калга". Относительно посланного к вел. князю Исламом посредника Темеша с ходатайством о деньгах А. И. сообщал следующее: "Ислам отправил к тебе послом Темеша; но этого Темеша в Крыму не знают и имени ему не ведают; в том Бог волен да ты, государь: опалу на меня наложить, или казнить меня велишь, а мне против этого Исламова посла Темеша нельзя идти". В результате этого послания великий князь положил на А. И. опалу, а в Крым послал вместо него кн. Мезецкого. Турецко-татарские историки ничего не говорят о свержении Исламом Саип-Гирея, и потому следует думать, что А. И. был прав, уведомляя свое правительство, что Ислам не хан, а "калга", и что следовательно ему не за чем ехать в Крым, так как не к кому править посольство.

"От. Зап.", 1830 г., ч. 44, стр. 14. — "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.", 1902 г., т. І, стр. 37, 42, 43, 58, 59. — Карамзин, "История госуд. Росс.", т. VII, пр. 37, ст. VIII, стр. 18. — Соловьев, "История России", т. VI, стр. 24—25. — В. Д. Смирнов, "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в.", СПб. , 1887 г., стр. 401, 403. — Петров, "История родов рус. двор.", СПб. , 1866 г., стр. 30—31.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стригины-оболенские
Значение слова стригины-оболенские
Что означает стригины-оболенские
Толкование слова стригины-оболенские
Определение термина стригины-оболенские
striginyobolenskie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):