Большая биографическая энциклопедия - стучка петр иванович (петерис янович)
Стучка петр иванович (петерис янович)
[14(26).07.1865 — 25.01.1932] — юрист, парт. и гос. деятель, писатель. Род. в Кокнесской волости Латвии. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. В РСДРП с 1895, участник обеих рус. революций, один из организаторов ком. движения в Латвии. Занимал ряд руководящих должностей в органах юстиции и правительстве Сов. России. В общей теории права и теории тражд. права экспериментировал в духе идей Маркса о правовой природе вещей и классовой природы права, стараясь придать феномену "пролетарского права" теор. вес. В трактовке С. категория права шире категории закона и по содержанию сближается с порядком обществ. отношений, становым хребтом к-рых выступают отношения классовые. На классовом фундаменте раскрывается осн. противоречие права — противоречие между формальным равенством и материальным неравенством субъектов. А т. к. об-во частной собственности предполагает отношения господства и подчинения, даже период формального юрид. равенства заключает в себе "фактическое правовое неравенство". Понятно, что если фундам. правообразующим атрибутом признавать не равноправие субъектов, а классовый характер об-ва, то право сохраняется вплоть до предрекаемого марксизмом-ленинизмом отмирания классов. С. предложил трехчленную схему права, включающую конкретные экон. отношения (критерии их отличия от правоотношений размыты) и две абстрактные формы — закон и идеологию. В отличие от ряда др. теоретиков эпохи не придавал существенного значения спонтанному правосознанию масс и считал существенным правообразующим фактором лишь классовую волю, облаченную в форму акта гос. власти. У С. ключевой для всей правосферы момент опосредования и регуляции отношений по принципу эквивалента редуцирован к рыночной экономике; отчетливо выражена и такая черта маркс.-лен. полит. филос., как юрид. нигилизм и утилитаризм: как сказано в его посл. труде, "мы должны победить в числе др. фетишей и фетиш права и закона, свести их к самым простым и обыденным явлениям, из властвующих над нами превратить их в орудие власти в наших руках" (Курс советского гражданского права. С. 10). Ликвидация частной собственности и преодоление юрид. фетишизма знаменуют восстановление интересов человека в качестве цели права. С. подчеркивал не только классово-принудительные, но и организационные функции права, из чего вытекала попытка как-то канализировать, упорядочить влияние властных инстанций на практику правоотношений. Классоцентризм лишал концепцию С. внутр. логики в том смысле, что разрушал основополагающую филос. идею о праве как нормативно-регулятивном аспекте системы свободы множественных равноправных субъектов. Однако автор все же старался избежать крайностей отождествления права и закона. Это удерживает его концепцию на самом краю филос. культуры. С. — один из посл. юристов своего времени, стремившихся развернуть систему правовых воззрений на платформе хотя бы отчасти самостоятельного филос. сознания, лично продуманной системы филос. положений.
Соч.: Право — закон — техника // Советское государство и революция права. 1930. № 1; Мой путь и мои ошибки // Там же. 1931. № 5—6; Курс советского гражданского права. Т.1. Введение в теорию гражданского права. М., 1931; Избранные труды по марксистско-ленинской теории права. Рига,
1964.
Г.Ч.Синченко
Большая биографическая энциклопедия
2009