Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сукин федор иванович

Сукин федор иванович

— В 1535 г. — осадный воевода в Почепе. По взятии поляками г. Стародуба, той же участи должен был подвергнуться и находившийся поблизости Почеп. Главный воевода, кн. Юр. Вас. Ушатый, вследствие тяжкой болезни, велел везти себя в Москву, и вместо него в Почепе остался С. Город был плохо укреплен, защитников было мало, а потому С. распорядился, чтобы жители удалились со своими пожитками в другие более укрепленные города, а то, чего не могли унести с собою, зарыли бы. После этого он дотла сжег Почеп. Когда пришли поляки, то нашли груды пепла и незначительную горсть людей; заставив их присягнуть королю, они ушли обратно.

В 1539 г. С. ездил в Литву с грамотой о восшествии на престол московский великого князя Ивана Васильевича. 1 октября 1543 г. он был отправлен к польскому королю Сигизмунду Казимировичу (на этот раз он назван уже ближним дворянином), которому должен был объявить, что для размежевания Себежских спорных земель будут присланы осенью судьи Карамышев и Грибакин, а если рано выпадет снег, то они приедут в Троицын день следующего года. С. вручены верющая грамота к королю, список той речи, которую он должен сказать, память, как держать себя дорогой, что отвечать на разные вопросы об отношениях Московского государства к Казани, Крыму и Астрахани, и список "обидных дел", причиненных людям московского великого князя литовскими людьми. С. непременно должен был добиться приема у короля Сигизмунда Казимировича, а в случае его болезни — у королевича Сигизмунда-Августа, и никак не соглашаться на прием панами; если же он не будет допущен к королю, то должен немедленно возвратиться в Москву. Если будут расспрашивать его о великом князе, то он должен сказать: "Великий Государь Иван, Божиею милостию, в мужеский возраст входит, а ростом совершенного человека уж есть, а с Божиею волею помышляет уж брачный закон приняти. А и то есмя слышели, что государь ваш и не в одно место послал себе невест пытати, и отколева к государю нашему будет присылка, а будет государева воля, и государь наш хочет то свое дело делати". Все, что С. будет говорить и что ему скажут, — он должен записывать, а приехав — доложить государю. С. вернулся в Москву в июне 1544 г. и привез ответ короля на сказанные им посольские речи. Король обещал выслать своих судей на Себежские земли к Троицыну дню, так как к Филиппову заговенью (14 ноября) стала зима и судьи Московского великого князя не успели выехать на порубежную границу. Вел. кн. Иван Васильевич требовал рассмотрения обидных дел, причиняемых литовскими людьми, но воеводы и наместники литовских украинных городов неоднократно жаловались на самовольство московских наместников и воевод, а потому король решил прислать с своими судьями, которые выедут на рубеж к Троицыну дню, списки всех "кривд и шкод", причиненных его подданным московскими людьми. Тогда пусть разберут обиды, причиненные с обеих сторон, и произведут должную "управу". Что касается обид и бесчестья, будто бы сделанных великим послам московским, то во время своего пребывания в Литве никто из них не жаловался на какие-либо притеснения, точно также не жаловались они и на грабежи или воровство со стороны литовских людей. Тех дворян, которые были в приставах у московских постов, не было при короле во время посольства С., и король обещал велеть разыскать и расспросить их.

В течение 11 лет (1547—1558 гг.) С. участвовал на семи свадьбах царя и ближних людей, описания которых напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике". 22 января 1547 г. царь Иван Васильевич послал грамоту в Муром боярину и воеводе кн. Александру Бор. Горбатову о помолвке, в изъявление царской милости, дочери его княжны Ирины за государева племянника, кн. Ив. Феод. Мстиславского: "а в твое есми место, — читаем в грамоте, — велел быти на свадбе казначеем своим Ив. Ив. Третьякову да Федору Ивановичу Сукину и твоей шурье". На свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной Захарьиной С. был у постели и стлал постель вместе с дядей царя, боярином кн. Юр. Вас. Глинским. На свадьбе брата царя, кн. Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дм. Палецкой, был тоже у постели вместе с тверским дворецким Вас. Мих. Юрьевым, причем на третий день после свадьбы жена С. была в числе приглашенных у кн. Ульяны Дмитриевны. На первой свадьбе кн. Влад. Андр. Старицкого с Евд. Алекс. Нагой (31 мая 1550 г.) и на второй его свадьбе с княжной Евд. Ром. Одоевской (1558 г.) несколько дней кряду участвовал в свадебных пиршествах. В 1554 г. на свадьбе царя Семиона Бекбулатовича с Марьей Андр. Кутузовой и в 1555 г. на свадьбе кн. Ив. Дм. Бельского с кн. Марфой Вас. Шуйской был вместе с Ив. Як. Чоботовым дружкой со стороны "княгини", т. е. невесты; жены С. и Чоботова были свахами. На свадьбе царя Семиона С. и Чоботов ездили к матери невесты за постелью и стлали ее на "дворе" (т. е. в доме) царя Семиона. На другой день они ездили с кашей к царю, к царице, к кн. Юрию Васильевичу и его княгине, к кн. Евфросинии и к Влад. Андр. Старицкому и обедали у царя Семиона вместе с царем Иваном Васильевичем.

В 1547 г., декабря 9-го, С, был одним из поручителей по кн. Ив. Ив. Пронском, что он не отъедет из Московского государства; С. подписался на седьмом месте, между Сем. Конст. Заболотским и кн. Мих. Петр. Репниным. В 1547, 1548, 1555, 1559 и 1567 гг. бывал с царем Иваном Васильевичем в его походах в Коломну, Тулу, Серпухов, Владимир и Нижний-Новгород, по "крымским" вестям, или для "казанского дела". В 1553 и 1556 гг., во время походов царя в Коломну, оставался "ведать" Москву (в первый раз с кн. Юрием Васильевичем, второй — с несколькими боярами). В 1553—1561 гг. С. четыре раза был в "ответе" с литовскими посланниками и три раза ездил в Литву с посольскими поручениями царя Ивана Васильевича. Главными предметами переговоров были: заключение перемирия, вопрос о царском титуле Ивана Васильевича и рассмотрение "обидных" дел. В 1553 г., когда С. был в ответе с литовскими посланниками, приехавшими в Москву, он должен был, между прочим, сказать: "желателен мир между обоими государствами, чтобы не проливалась кровь христианская, чтобы вера христианская ширилась и множилась, а бесерменская б рука не высилась". В 1559 г. литовский посланец прибыл в Москву с грамотою о пограничных делах; в это время царь Иван Васильевич был в Можайске. Казначеи С. и Хозяин Юрьевич Тютин написали ему о приезде посланника, но царь вернулся в Москву только 1 декабря. Согласно желанию посланника видеть Алексея Феод. Адашева, С. и дьяка Ивана Михайловича Висковатого, царь приказал посланнику быть для переговоров в городе, в избе Висковатого. Посланник просил Адашева и С. склонять царя к миру, так как когда начнется кровопролитие, то "трудно привести государей и добру". Они отвечали, что добрые отношения могут быть только в таком случае, если король не станет вступаться в землю Ливонскую.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сукин федор иванович
Значение слова сукин федор иванович
Что означает сукин федор иванович
Толкование слова сукин федор иванович
Определение термина сукин федор иванович
sukin fedor ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):