Большая биографическая энциклопедия - сулоцкий александр иванович
Сулоцкий александр иванович
— протоиерей, видный исследователь сибирской старины, родился в 1812 г., умер 3 мая 1884 г. в Омске. Отец его был причетником в одном из захудалых церковных приходов Ростовского уезда Ярославской губ. В 1827 г. С. поступил в Ярославскую духовную семинарию, а по окончании курса в ней был принят на казенный счет в Петербургскую духовную академию. Выйдя из последней со степенью кандидата богословия, он в 1838 г. получил место учителя церковной истории и греческого языка в Тобольской духовной семинарии, в которой с 1840 г. стал преподавать также библейскую историю, церковные древности и обряды, каноническое право и историю русской церкви, а частным образом излагал своим ученикам историю собственно-сибирской церкви и особенно историю Тобольской епархии. В 1848 г. по совету тобольского архиепископа Георгия С. после долгих колебаний решился наконец на рукоположение во священники и по совершении обряда был назначен законоучителем в Сибирском кадетском корпусе в Омске и настоятелем корпусной церкви. Позже он состоял членом правления Омского духовного училища (с 1868 г.) и председателем съездов Омского училищного округа. В сан протоиерея был возведен в 1863 г.
Литературно-научная деятельность С. началась еще в Тобольске, но планомерный и постоянный характер приобрела уже в Омске. Около 40 лет работал он над изучением сибирской церковной и отчасти гражданской истории, над собиранием материалов, документов и актов и разработкою их. О первоначальных своих занятиях в этом направлении сам он пишет в своей "Авторской исповеди": "Я начал заниматься историею Сибири, читал все, что только попадалось печатного и рукописного, по временам разбирал и читал старинные дела архивов семинарского и консисторского, сносился лично и через письма с людьми, знакомыми с сибирской стариной, а также с имеющими доступ в архивы церковные и присутственных мест, и таким образом стал собирать материалы для истории христианства в Сибири и предшествовавших ему... язычества и магометанства, — стал от времени до времени о тех или других событиях и лицах, действовавших в Сибири, составлять собственно для себя статьи, а вскоре стал даже и ученикам высшего отделения семинарии преподавать историю сибирской церкви и Тобольской епархии. И так как любовь к этим предметам в учениках я видел, можно сказать, страстную, от этого сам еще более стал пристращаться к истории и археологии сибирской церкви, а отсюда мало-помалу перешел и к печатанию, как отдельных изданий, так и журнальных статей". Многочисленные труды и статьи его, из которых отдельно вышло только девять, а остальные (около ста более или менее крупных статей) рассеяны в разных повременных изданиях, имеют своим предметом историю христианства в Сибири, ее церковные древности и в особенности историю Тобольской епархии, исследованную в форме биографии ее архипастырей почти на всем ее протяжении. Отдельным изданием вышли следующие работы С.: "Филофей Лещинский, митрополит сибирский и тобольский" (Омск, 1854 г.), "Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита тобольского" (ib., 1854 г.), "Описание Тобольского Софийского собора" (М., 1854 г.), "Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии" (СПб., 1864 г.), "Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Алабацкой" (Вятка, 1874 г. и Омск, 1887 г.), "Икона св. Николая, именуемая Можайской" (Акмолинск, 1883 г.), "Тобольские и томские архипастыри, или краткая история Тобольской и Томской епархий" (Омск, 1881 г.), "Святитель Филофей, в схиме Федор, просветитель сибирских инородцев" (ib., 1882 г.). Из статей С., напечатанных в повременных изданиях, назовем только важнейшие, придерживаясь порядка по времени их напечатания: "Замечательные в Сибири колокола и между ними ссыльный угличский" ("Москвитянин", 1843 г., май, кн. 1; "Тобольские Губернские Ведомости", 1858 г., № 10 и "Чтения в Общ. Ист. и Древн. Российск." 1871 г. № 1); "Еще о замечательных колоколах в Сибири" ("Тоб. Губ. Вед.", 1858 г., № 44); "Начало театра в Сибири" (там же, 1853 г., № 12); "Материалы для истории пугачевского бунта" ("Чт. в Общ. Ист. и Др. Росс.", 1859 г. № 1); "Преосв. Владимир, епископ тобольский" ("Странник", 1861 г., № 11 и 1862 г., № 11); "Г. И. Мансветов на службе в Тобольске" (там же, 1863 г., № 11); "Место заточения, смерти и погребения бывшего митрополита ростовского А. Мацеевича" (Прибавл. к "Ирк. Епарх. Вед.", 1863 г., №№ 37—39; "Чт. в Общ. Ист. и Др. Росс.", 1864 г., № 4 и "Яросл. Губ. Вед", 1868 г., № 9); "Исторические сведения об иконописании в России" ("Ирк. Епарх. Вед.", 1863 г., №№ 48—50 и "Чтения"., 1864 г., № 3); "Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского" ("Странник", 1864 г., № 1); "Св. Димитрий Ростовский как архипастырь сибирский" (там же, 1866 г., № 11); "Жизнеописание Афанасия Протопопова, архиепископа тобольского" (там же, 1867 г., №№ 1 и 2); "Черты из жизни митрополита московского Филарета" (там же, 1868 г., т. III); "Семинарский театр в старину в Тобольске" ("Чт. в Общ. Ит. и Др. Росс.", 1870 г., № 2); "Княжна Е. И. Долгорукая в ссылке в Березове и в монастыре в Томске" ("Тоб. Губ. Вед.", 1871 г., №№ 3 и 4); "Старинный сибирский учитель Сильвестрович и ученик его Мирович" (ib., 1871 г., № 26 и "Русск. Стар.", 1879 г. № 7); "Сперанский в Тобольске" ("Тоб. Губ. Вед.", 1872 г., №№ 41—53); "Π. Α. Соловцов" ("Чт. в Общ. Ист. и Др.", 1873 г., № 3); "Преосв. Афанасий тобольский" ("Русск. Архив", 1881 г., т. II); "Протоиерей Г. П. Павский и московский митрополит Филарет" ("Русск. Стар.", 1881 г., № 7); "Первые викарии Тобольской митрополии" ("Тоб. Губ. Вед.", 1883 г. № 21). За монографию "Филофей Лещинский, митрополит сибирский и тобольский" С. в 1855 г. Петербургской духовной академией был удостоен звания магистра богословия.
О значении С. как исследователя в области истории Сибири анонимный автор некролога в "Тобольских Губ. Ведомостях" говорит: "Едва ли кто может приступить теперь к изучению Сибирского края в церковно-историческом отношении, не ознакомившись предварительно с литературными трудами С. Правда, он не оставил цельных и особенно капитальных трудов, но это зависело от того, что он был один из первых, в полном смысле самостоятельных тружеников по разработке разных письменных архивных и других памятников сибирской старины. Ему приводилось не обобщения делать, а первому пролагать путь к занятиям сибирскою церковною историею; по его следам теперь легко будет идти всякому, кто пожелает принять на себя труд изучения и дальнейшей разработки церковно-исторической науки Сибирского края".