Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сушков николай васильевич

Сушков николай васильевич

— драматург, поэт и журналист; родился 15 ноября 1796 г. Отец его был при Императоре Павле симбирским губернатором, мать — в свое время довольно известной писательницей и переводчицей. Воспитывался С. в Московском благородном пансионе и здесь под влиянием Мерзлякова и образовавшихся в пансионе литературных кружков начал писать. Первые попытки его были уже настолько успешны, что в 1810 г. одно из его стихотворений — "Дружба" — удостоилось быть прочитанным на торжественном пансионском акте. Окончивши курс пансиона (1814 г.), С. поступил на службу в министерство юстиции, в котором числился служащим уже с 1807 г. В Петербурге, куда он переехал из-за службы, С., несмотря на свои обширные связи в аристократических сферах, жил довольно скромно и вращался главным образом в литературной сфере. Здесь он сблизился с Державиным, Карамзиным, Крыловым, Гнедичем, Олениным и др.; в этом кружке окончательно сложились его литературные вкусы и воззрения.

С 1815 г. С. стал печататься в целом ряде периодических изданий: "Сыне Отеч.", "Амфионе", "Благонамеренном", "Русск. Пустыннике", "Соревнователе Просвещения и Благотворении", "Музе российск. стихотв." и др., где появлялись главным образом его стихотворения и мелкие критические заметки. Около этого же времени С. обратился к театру и написал для домашней сцены драму "Тениер, или Анекдот в лицах"; несколько позже ее предполагалось поставить даже на Эрмитажной сцене (напеч. только в 1850 г. в "Драматич. Альбоме" Арапова). Для домашней же сцены предназначались его перевод "Metromanie" Пирона и небольшая оригинальная пьеска "Сюрпризы", за которую он имел неприятности от Милорадовича (последний в одном из действующих лиц пьесы увидел намеки на Петра I).

В 1818 г. С. перешел на службу в первый департамент горных и соляных дел, где занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли. Отдельные отрывки из этой работы были напечатаны в "Отечеств. Записк." (1821) и "Сибирск. Вестн." (1821), а через некоторое время в "Горном Журнале" (1827) — связанное с предыдущем исследование: "Об Эльтонском и крымских соленых озерах". Зимою 1822 г. С. был назначен советником соляного отделения Таврической казенной экспедиции и переселился в Симферополь. Предыдущие занятия по изучению соляного промысла помогли ему быстро ориентироваться на новом месте, и он в непродолжительное время целесообразной постановкой дела значительно повысил от него доходы казны. В 1825 г. он был переведен членом Бессарабского верховного совета в Кишиневе, где, неизвестно по каким причинам, в конце 1827 г. или в начале 1828 г. имел дуэль, кончившуюся смертью его противника. Под влиянием этого происшествия, всегда мучившего его, он впоследствии написал в стихах пьесу "Дуэлиоты", несколько раз игранную на Московской сцене. За дуэль С. был присужден к нескольким месяцам крепости и к духовному покаянию, которое пожелал отбыть в Москве. Здесь в нем под влиянием Московского митрополита Филарета постепенно совершился духовный переворот, и С., относившийся раньше недифферентно к вопросам веры, стал человеком в высшей степени религиозным в духе православия; этот перелом отразился на всей его последующей жизни и деятельности, а также и на его позднейших произведениях. Отбыв установленное церковное покаяние, он зачислился по министерству внутренних дел и переехал в Петербург, но уже в 1830 г. командирован в Митаву председателем "Комиссии для обревизования земских сборов по Курляндии", а вскоре за тем назначен управляющим "канцелярии начальника временно образованной, по случаю волнений в Западном крае, из Жмудских уездов области". После подавления польского восстания он переведен в Вильну правителем канцелярии виленского генерал-губернатора Н. А. Долгорукова. В 1835 г. был приглашен гр. Толлем на должность вице-директора единственного в то время департамента путей сообщения, а в 1838 г. (в этом же году женился) получил назначение губернатором в Минск. Его губернаторство в Минске совпало с моментом деятельности Иосифа Семашко, стремившегося к воссоединению униатов. Сделавшись под влиянием митрополита Филарета убежденным сторонником и защитником господствующей церкви, С. к деятельности Семашко отнесся более чем сочувственно, и его слишком прямолинейная политика в втом вопросе стоила ему губернаторского места. После этого он совсем покинул службу и навсегда поселился в Москве. Когда в 1845 г. М. И. Муравьев, тогдашний управляющий межевым корпусом, предложил ему поступить на службу в качестве своего товарища, С. отказался в весьма характерных для него выражениях: "Я не честолюбив и не любостяжателен, — писал он Муравьеву; — стало быть, перевязать со временем ленту с одного плеча на другое или же из превосходительства возрасти в превосходительство с четвертью — не пища моему самолюбию, а хлопотать об аренде, когда я прожил 50 лет без богатства, и поздно и не нужно".

Начиная с 1818 г. и до отставки, С., поглощенный служебными обязанностями, совершенно прекратил занятия литературой (только в 1823 г. напечатал раньше написанную "лирическую трагедию" в 3 д. "Сафо"), растерял за этот двадцатилетний период все прежние литературные связи, а самое главное — совершенно утратил духовную связь с новыми литературными веяниями и направлениями. Время ложноклассических трагедий и комедий, написанных александрийскими стихами, безвозвратно прошло, наступила новая литературная эпоха, эпоха западничества и славянофильства. Привыкши к безобидной журналистике 1815—20 гг., С. не понимал новой роли литературы, новой роли журналов, роли вновь возникшей критики и т. д. "Литературное поприще мое, — говорит сам С., бросая ретроспективный взгляд на свою литературную деятельность, — разломано надвое; середину между двумя половинами наполняет служебная деятельность. С одного конца — молодость и успехи, на другом конце — старость и помехи". Сущность дела коренилась, конечно, не только в "старости и помехах", она лежала гораздо глубже, — в новых условиях, которых С. не мог охватить, которым он был совершенно чужд. И когда он, поселившись в Москве, вновь принялся за литературную деятельность, то с первых же шагов потерпел неудачу. По предложению "Москвитянина" почтить 700-летие Москвы литературным произведением, С. написал поэму "Москва", в которой в стихах и лицах пытался дать характеристику главных моментов в истории развития древней столицы. Поэма встретила резкий отзыв со стороны всех журналов и критиков того времени. Напечатанную вскоре за этим драму "Бедность и благотворительность" критика совершенно обошла молчанием. По поводу резких нападок на "Москву" С. ответил брошюрой полемического характера: "Несколько слов на отзывы журналов о поэме "Москва", но этим еще более ухудшил отношение к себе журнальной критики.

Значительно большим успехом пользовались произведения С. на сцене. Хотя драматическая поэма "Москва" и драма "Бедность и благотворительность", несмотря на всю их невинность, цензурой допущены к постановке на сцене и не были, но напечатанная в "Москвитянине" (1849 г.) небольшая пьеса: "Комедия без свадьбы" игралась несколько раз. Кроме того между 1850—1858 гг. в бенефисы видных артистов были играны следующие его пьесы, написанные и напечатанные в тот же промежуток времени: "Раканы" (1850, бенефис Садовского), "Движущиеся столы" (1853, бенеф. Семеновой), "Молдавская Кукона" (бенеф. Щепкина), "Мазогин" (1852) и "Современные вопросы и женихи всех времен" (1858).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сушков николай васильевич
Значение слова сушков николай васильевич
Что означает сушков николай васильевич
Толкование слова сушков николай васильевич
Определение термина сушков николай васильевич
sushkov nikolay vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):