Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - суслов иван тимофеевич

Суслов иван тимофеевич

— деятельный распространитель секты "людей Божиих" или хлыстовской, первый лжехрист. С. был оброчным крестьянином Нарышкиных, родом из Владимирской губ., Муромского уезда, Стародубской волости, деревни Максаковой. Дата его рождения одними исследователями относится к 1630 г. другими — к 1616 г., что, по-видимому, ближе к истине. Жизнь его, как часто случается с личностями, создавшими крупные общественные движения, особенно религиозного характера, окружена густым слоем мистического тумана и украшена рядом чудесных аксессуаров — продукт пылкой фантазии его последователей. Но относительно недавнее прошлое и существование официальных документов позволяют с достаточной точностью выделить действительно существовавшее от позднейших произвольных прибавлений. Только о периоде жизни С. до 30-летнего возраста не сохранилось почти никаких сведений. По-видимому, он жил в родной деревне, вел обычную жизнь крестьянина и, человек умный, трезвый и начитанный, пользовался среди односельчан значительным влиянием. Этими качествами он обратил на себя внимание Данилы Филиппова, основателя и, так сказать, теоретика хлыстовского учения, величавшего себя "богом-саваофом", личности, впрочем, полумифической. Филиппов в 1652 г. пригласил С. к себе в деревню Старую, посвятил его в свое учение, дал ему "божество", назвав "сыном Божиим", и повелел ему идти на проповедь. Первое время С. проповедовал среди своих односельчан и жителей окрестных деревень; проповедь его пользовалась значительным успехом, и у него скоро появилось 12 "апостолов", таких же фанатических приверженцев нового учения, как и он сам, а также "богородица". Во главе этих лиц С. отправился в нынешнюю Нижегородокую губернию, остановился сначала в селе Павлове-Перевозе (нынешнего Горбатовского уезда), а оттуда вниз по Оке спустился к Волге, повсюду проповедуя и повсюду встречая массы последователей. Его слава распространилась и возросла до такой степени, что он везде, где появлялся, встречал восторженных слушателей, а в некоторых местах, напр. в селе Работках, ему, по свидетельству св. Дмитрия Ростовского, открыто воздавались божеские почести. "В том ските, — говорит святитель в своем "Розыске" (стр. 589), — обретеся некий мужик, его же зовут христом и яко Христа почитают, а кланяются без крестного знамения. Он водит за собою девицу красноличну и зовет ю материю себе, а верующии в него зовут ю богородицею... Седшу же ему, вси людие, тамо (в храме) собравшиеся, падша поклонишася тому до земли, аки истинному Христу... В молитве же взываху к нему овии: господи, помилуй мя! глаголюще; овии же: о, создатель наш, помилуй нас! Он же к ним пророческая словеса некая глаголаша, сказующе, что будет каковое воздуха переменение, и утверждаше их верити в онь несомненно". С. восседал на особом троне, на голове носил нечто вроде венца и проч.

Успех проповеди С. объясняется как сущностью самого учения, так и историческими условиями того времени. С. был не столько создателем учения, сколько проводником его в жизнь, проповедником; несомненно, впрочем, что ему принадлежит также и создание, по крайней мере, дальнейшее развитие некоторых тезисов и положений учения. Вся же обрядовая сторона и все движение, вызванное этим учением, — это целиком должно быть приписано С. Сущность его проповеди сводилась к следующему: "божество" есть субстанция, разлитая в мире; падения первого человека не было; каждый человек своей праведной жизнью — продолжительным постом, молитвами и добрыми делами — может достигнуть такого нравственного совершенства, что почти перестает отличаться от божества, во всяком случае, делается достойным стать "сосудом" божества, которое, "ради беспорочности жизни, чистоты сердца и святости дел" такого человека, "селится в него и действует в нем и посредством него", селится в образе "бога-отца" или, что чаще, "бога-сына", "христа"; "сущность" Христа может воплотиться то в одном, то в другом человеке, даже в нескольких одновременно. Эта мысль иллюстрируется словами одного из хлыстовских песнопений: "Он (Христос) пречистой своей плоти подвиг земной кончил, а в других плотях избранных еще кончает, а в иных плотях избранных еще начинает". Поэтому может быть много "христов", даже одновременно. (Из этого положения "христовщины" путем искажения по-видимому произошло и название учения — "хлыстовщина", хотя нет недостатка также и в других объяснениях). Христос-Искупитель есть не единственный, а лишь исторически первый человек, в котором впервые пребывало "божество". Через новых избранников получаются новые откровения, открывается новое Евангелие, следовательно, св. Писание и предание становятся вообще излишними. Нравственная сторона учения носит дуалистический характер: душа — начало доброе, плоть — начало злое; поэтому последнюю необходимо обуздывать различными способами, в том числе воздерживанием от брака (положение, ставшее главным у скопцов).

Считая себя воплощением "божества" в образе Христа, С. всюду проповедовал эти основы учения и связанные с ним 12 заповедей; главнейшие из них: 1) "Я есмь бог, пророками предсказанный; сошел на землю вторично для спасения рода человеческого"; 2) "Несть и не искать другого учения"; 5) "Хмельного не пейте и плотского греха не творите, на свадьбы и крестины не ходите и на хмельных беседах не бывайте"; 6) "Не женитесь, а кто женат, то жить с женою, как с сестрою"; 7) "Скверных слов не произносите"; 9) "Не воровать, а ежели кто хотя одну копейку украдет, то на страшном суде" будет наказан; 10) "Правила сии содержать в тайне, ни отцу, ни матери не объявлять; если кнутом будут бить и огнем жечь, то терпеть..."; 11) "Друг ко другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди храните...". С. отрицал церковь, таинства, иерархию и православные обряды, но при этом не отвергал наружного почитания православной церкви и не требовал открытого разрыва с нею, чем имел в виду избегать репрессий по отношению к сектантам.

Несомненно, что в этом учении есть черты, связывающие его с другими, напр. с воплощениями Вишну у восточных народов, с дуалистическими взглядами некоторых христианских сект (евхиты, богомилы и пр.), особенно же с мистическими сектами бичующихся, пляшущих, адамитов, квакеров и т. д.; наконец, то обстоятельство, что С. запрещал всякое книжное учение, чем сближался с казненным в Москве немцем Кульманом, дало повод некоторым исследователям в проповеди С. видеть нечто исторически следующее из учения Кульмана. На самом деле, учение, проводником которого в жизнь явился С., едва ли стоит в какой-либо связи с аналогичными ему; скорее всего, что оно явилось совершенно независимо от них, общие же черты указывают лишь на то, что как хлыстовщина, так и подобные ему секты в других местах или в другое время были вызваны аналогичными же историческими условиями. Условия же тогдашней русской жизни как нельзя более благоприятствовали зарождению, развитию и распространению такой секты. Она явилась реакцией против унижения личности, и именно — личности крестьянина. Значительные поборы в пользу церкви, еще большие в пользу государства, темнота и невежество, наконец, режим крепостного права, — все это толкало крестьянина найти какой-нибудь исход своему унижению, успокоить в чем-либо свою душу. И такое успокоение давало ему это мистическое учение, говорившее ему, что он такой же человек, как и другие, и что если его жизнь нравственна, то вознаграждение за это он получит не в загробном мире, а уже здесь, воплотивши себе дух Божий в том или ином образе, — "христа", "богородицы", "пророка" и пр. И примечательно, что громаднейшее большинство, почти все последователи этого мистического учения, по крайней мере, на первых порах, были крестьяне, притом наиболее бедных местностей и исключительно крепостные (в то время как учения рационалистические своих адептов вербуют среди более состоятельных слоев населения). Значительную притягательную силу имела для крестьян также проповедь о воздержании от спиртных напитков, о равенстве всех сектантов между собою, о широкой взаимопомощи и благотворительности и проч.

Первое время проповедь С. не замечалась; но когда число последователей его стало быстро расти, начались преследования. Объективных свидетельств о преследованиях С. и его учеников не сохранилось; существуют об этом лишь рассказы самих хлыстов, зачастую фантастические. Согласно одному из них, С. вместе со своими учениками по приказу царя Алексея Михайловича был взят под стражу, допрашиваем и пытан, но безрезультатно, после чего он был отправлен в Москву, где его допрашивал и пытал патриарх Никон в присутствии боярина Морозова; но последний, убедившись в невинности С., от дальнейшего участия в его допросе отказался; затем С. жгли, бросали в темницу, истязали на Лобном месте (на Красной площади), наконец распяли в Кремле у Спасских ворот; в четверг он испустил дух, в пятницу был похоронен в могилу со сводами, а с субботы на воскресенье, ровно в 12 час. ночи, воскрес. Надуманность всей этой истории ясна; в ней со всеми деталями и подробностями повторяется евангельское сказание о последних днях Христа; есть Каиафа (Никон), Пилат (Морозов); точное совпадение событий по дням, даже позднейшие явления С. своим ученикам и проч. Можно допустить, что С. не раз действительно попадал в руки властей, но, благодаря своей изворотливости — с одной стороны, а с другой — сочувствию и денежной помощи своих последователей, каждый раз отделывался пустяками. Сами хлысты не скрывают последней, наиболее действительной причины спасения своего лжехриста. В одной из их обрядовых песен говорится, что приехавшие в Москву поволжские гости, узнав про заключение С., — "стали между собою сглядываться, золотой казной стали складываться, выкупать стали, выручать и на волю выпускать".

С 1672 г. по 1700 г. С. под именем "темного богатины" жил в Москве, где имел небольшую мелочную лавочку, в которой сам сидел редко, и близ Сухаревой башни также собственный дом называвшийся среди сектантов "домом божиим", "сионским" и "новым Иерусалимом"; сюда собирались последователи С. для совершения своих молений, обрядов и воздаяния ему божеских почестей; сюда же на свидание к С. приходил и "верховный гость, господь-саваоф", Даниил Филиппов, и они вели тут религиозные беседы, по поводу которых у хлыстов до сих пор сохранились различные песнопения. Когда в начале XVIII в. снова возникли против хлыстов гонения, С. бежал из Москвы и в нее вернулся после длинного ряда скитаний по Оке и Волге — только лет через 15, приобрел или построил новый "божий дом" и опять учредил моления и радения. Успех С. в Москве был настолько значителен, что когда впоследствии, именно в 1733 г., властями было получено донесение от небезызвестного разбойника и шпиона Ваньки Каина (он же Караулов) о значительном распространении секты хлыстов и для расследования этого дела была учреждена особая следственная комиссия, то последней было обнаружено, что чуть ли не все московские монастыри были заражены хлыстовщиной, притом при несомненном участии С.; выяснилось также, что уже к этому времени секта охватила губернии Владимирскую, где С. родился, Нижегородскую, где он проповедовал, Московскую, где он прожил свыше 40 лет, Костромскую, Ярославскую, Калужскую, Самарскую, Саратовскую и целый ряд других, в большинстве из которых он скитался во время гонений. С. умер в глубокой старости: по одним источникам, в 1716 г. ("окончался плотию на сотом году"), по другим даже еще позже, между 1718—1720 гг. В качестве лжехриста его заменил Прокофий Лупкин. Тело С. было перенесено в женский Ивановский монастырь, где над его могилою сектантами устроен был памятник с надписью: "Погребен святой угодник Божий". К могиле на поклонение стекались массы последователей С., поэтому в 1739 г., по повелению Императрицы Анны Иоанновны, труп его вместе с трупом Прокофия Лупкина был выкопан из земли "через палачей", вывезен в поле, сожжен, а прах рассеян по воздуху. Память о С. и до сих пор составляет предмет благоговения хлыстов; места, отмеченные какими-либо событиями из его жизни и деятельности, почитаются святыми, равно как и вещи, употреблявшиеся при жизни им или Даниилом Филипповым. Так, стол, за которым, по преданию, беседовали эти два главных распространителя секты, сохранялся у хлыстов до 1845 г., когда был конфискован властями и передан в кабинет раскольничьих вещей; до конца 60-х годов XIX ст. в одном московском хлыстовском семействе сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и др. вещи, бывшие в употреблении во времена С. Воспоминания о различных событиях из его жизни и празднование их приурочивается хлыстами к православным праздникам, чтобы, празднуя в другие дни, тем самым не вызывать подозрений в принадлежности к секте.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое суслов иван тимофеевич
Значение слова суслов иван тимофеевич
Что означает суслов иван тимофеевич
Толкование слова суслов иван тимофеевич
Определение термина суслов иван тимофеевич
suslov ivan timofeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):