Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сувчинский петр петрович

Сувчинский петр петрович

[Шелига-Сувчинский; 05(17).10.1892 — 1985)] — философ, публицист, музыковед, лит. критик. Уроженец Петербурга. С ранних лет отличался разносторонней гуманит. подготовкой. Серьезно занимался музыкой (учился в Петроградской консерватории); изучал историю, имел склонность к литературе и филос. До революции выпускал в Киеве музыкальный ж. После Октябрьской революции эмигрировал в Болгарию. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким и Г.В.Флоровским стал основателем евразийского течения, о чем возвестил вышедший в 1921 в Софии первый евразийский сб. "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Поселившись ненадолго в Берлине, затем переезжает в Париж. Скончался в Париже. Первоначально евразийство, основываясь на геогр., геополит., ист. материале, задумывалось как историософское течение, утверждавшее особый путь развития России, отличный от зап. и вост. Перенося акцент на близость рус. и тюркского культурно-психол. типа, евразийцы опирались на новое понимание росс. истории, особенно эпохи татаро-монгольского завоевания и становления рус. государственности. К концу 20-х и особенно в 30-е гг. евразийское движение все более политизировалось, принимая облик партии, со своей полит. программой, идеологией, соц.-экон. учением и организацией. С. активно работал и печатался в евразийских сб., периодических и непериодических изд., таких как "Евразийский временник", "Евразийская хроника", газ. "Евразия". С. являлся одним из ред. известного эмигрантского ж. "Версты". В конце 20-х гг. вместе с ред. колл. газ. "Евразия" критиковался за искажение евразийской идеи, апологию сов. строя, подмену истинного православия учением Н.Федорова о "всеединстве". Был также идейно близок к движению "сменовеховцев", Ю.В.Ключникову, Н.В.Устрялову. Кроме филос.-публицистической деятельности, С. занимался также вопросами теории искусства. Был в дружеских отношениях с С.Прокофьевым и И.Стравинским. После Второй мировой войны и распада евразийского движения полностью сконцентрировался на музыкально-эстетич. проблемах. Известен во Франции как видный музыковед и критик.

Г.Т.Койшибаев

Наиболее известным имя С. стало в 20—30-е гг. нашего столетия в качестве одного из основателей и дух. вождей евразийского движения. Вопросы филос., культуры, политики, историософии, соц. психол. стали стержневыми вопросами его многочисленных публикаций тех лет. "Страсть и опасность", "Знамение былого", "Типы творч.", "Монархия или сильная власть", "К типологии правящего слоя в новой России", "Два Ренессанса" — это только небольшая часть написанного С. Ярый противник материализма как порождения "евро-поберлинской культуры", С. уверен, что "законы истории" — рационалистическое выражение западноевроп. индивидуализма — неприемлемы для понимания сути России — Евразии. Несовместимость культур — евразийской и европ. — индивидуальной личности Запада и соборной личности Евразии служит непреодолимым барьером для переноса ценностных установок и ориентиров с Запада на Восток. Попытка преодолеть этот барьер чревата для России несчастьями и потрясениями, о чем ярко свидетельствует, по мнению С., Октябрьская революция. По глубокому его убеждению, процессы, охватившие нашу страну, своей гл. причиной имеют "самопредательство" России, выразившееся в том, что рус. народ "из народа-богоносца стал, сам того не замечая, народом-богоборцем" (Евразийский временник. Кн.III. Берлин, 1923. С.37). Только в подъеме самосознания, православного мироощущения гл. соборной личности — рус. народа —можно видеть выход России из плена. "И мечом, и политикой Россию не освободить. Она победит свой плен и, может быть, плен всего мира внутрен. ростом и вдохновением своих культурных сил" (На путях. Утверждение евразийцев. Кн.2. 1922. С.127).

В.Я.Пащенко

Соч.: Сила слабых // Исход к Востоку. София, Кн.1. 1921; Эпоха веры // Там же; Вечный устой // На путях. Кн.2. Берлин, 1922; Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Кн.3. Берлин, 1923; К преодолению революции // Там же. Страсти и опасности // Россия и латинство. Берлин, 1923; Идеи и методы // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн.4; Два ренессанса: 90—900-е и 20-е гг. // Версты. Париж, 1926. Вып.1; К познанию современности // Евразийский временник. Берлин, 1927. Кн.5; К типологии правящего слоя новой России // Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып. 10.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сувчинский петр петрович
Значение слова сувчинский петр петрович
Что означает сувчинский петр петрович
Толкование слова сувчинский петр петрович
Определение термина сувчинский петр петрович
suvchinskiy petr petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):