Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - светилин александр емельянович

Светилин александр емельянович

— профессор С.-Петербургской Духовной Академии; сын сельского священника, род. в 1841 г. в Рязанской губернии; воспитывался в Рязанской духовной семинарии, откуда перешел в С.-Петербургскую Духовную Академию. Окончил курс в 1865 г. и через 2 года получил степень магистра богословия. Пробыв некоторое время преподавателем логики и психологии в Смоленской семинарии, в 1867 г. был переведен в Петербургскую, а в следующем году, после смерти проф. В. Н. Карпова, был назначен бакалавром по кафедре логики и психологии в С.-Петербургской Духовной Академии. В 1884 году он должен был оставить преподавательскую деятельность, вследствие душевной болезни, от которой и умер 3-го октября 1887 г. Могила его находится в Александро-Невской лавре, вблизи от могилы проф. Карпова. Из научных трудов С. напечатал "Учебник логики", выдержавший три издания, актовую речь "Умеренный материализм" ("Христианское Чтение", 1878 г., ч. І) и полемику с М. И. Владиславлевым по поводу книги последнего "Логика" ("Ж. Мин. Нар. Пр.", 1874 г., ч. 174, авг. и 1875 г., ч. 179, май). Литографированный курс лекций по психологии не напечатан. При полной пригодности для целей преподавания в среднем учебном заведении, "Учебник логики", однако, не оригинален и составлен по Линднеру. Главною заслугой С. является его преподавательская деятельность, в которой научные воззрения его нашли наиболее полное выражение. Нельзя сказать, чтобы его курс психологии был вполне самостоятелен. В нем отразились разнообразные влияния западных мыслителей, преимущественно немецких идеалистов и английских ученых. Однако, в педагогическом отношении лекции его представляли несомненные достоинства. Вопрос о значении и задачах опытной психологии ставился вполне научно и проводился с полной критической осмотрительностью. Признавая самостоятельность духовной субстанции и существование независимого от материи источника психических явлений, борясь против воззрений как грубых, так и умеренных материалистов, С. вместе с тем требовал полного освобождения психологии от метафизических предпосылок, отказываясь от попытки сделать предметом изучения саму субстанцию духа и считая возможным научно исследовать только душевные явления. Само же исследование психической жизни он основывал на фактических данных, пользуясь не только результатами самонаблюдения, но принимая во внимание и чужой опыт и выводы, основанные на внешнем наблюдении. Особенное значение он придавал психологическим наблюдениям поэтов, считая их тонкими знатоками душевной жизни, а из них наиболее высоко ставил Шекспира. Отказываясь признать метафизику основой психологии, С. признавал полезность некоторых метафизических понятий в методологическом отношении. К таковым он причислял понятие способностей, но не в смысле реальных порождающих явления причин, а всего лишь в качестве общих понятий для различных групп или классов душевных явлений. Абсолютная несравнимость психических явлений с материальными и факт единства сознания, доказывая самостоятельность психологии от физиологии, не исключает, однако, фактической тесной связи явлений того и другого порядка. С., признававший одной из главных задач психологии выяснение закономерных отношений психических явлений не только друг к другу, но и к явлениям внешнего мира (такова, напр., задача экспериментальной психологии), считал одним из важных условий изучения душевной жизни выяснение всех обстоятельств и условий проявления того или другого психического факта. А так как всякое душевное явление неизбежно сопровождается явлениями физиологического свойства, то для полного понимания его необходимо принимать во внимание и данные физиологии. Недостатком многих психологов, по мнению С., является склонность к отвлечению душевных явлений от их конкретной формы. В результате получается логическое построение, а не ряд научных выводов, основанных на фактических данных. Но не одними только выводами физиологии должен пользоваться психолог. С. понимал, что человек занимает лишь высшую ступень в непрерывном ряде живых организмов. Следовательно, изучение духовной деятельности человека требует всестороннего знакомства с общими законами органической жизни вообще. С. заявляет себя противником понимания духа, как чего-то чуждого жизни, какого-то внешнего дара, присущего исключительно человеку и, противопоставляет ему теорию так называемого анимизма, по которому душа есть принцип жизни. Такой взгляд на духовную сущность, исповедываемый еще древними мыслителями и вытесненный было декартовским дуализмом, в настоящее время все сильнее заявляет права на существование и действительно более согласен с принципом эволюции. В том факте, что даже некоторые дарвинисты считают невозможным чисто механически объяснить происхождение органической жизни и нашли нужным включить психический элемент в число факторов эволюции, С. видит не только подтверждение анимизма и будущее господство его в психологии как научно оправданной теории, но и возможность в будущем подчинения биологических наук психологии. Основой же психической жизни он, вместе с Гербартом, считал явления сознания.

"Церковный Вестник", 1887 г., № 31.

О. Эрихсен.

{Половцов}



Светилин, Александр Емельянович

(1842—1887) — воспитанник и профессор СПб. духовной академии. Его труды: "Учебник формальной логики (с 1870 по 1889 г. семь изданий), "Разбор логики, изданной проф. М. И. Владиславлевым" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1874, №№ 8 и 10; 1870, № 5) и "Умеренный материализм" (актовая речь, СПб., 1878). Ср. "Православное Обозрение" (1887).

{Брокгауз}



Светилин, Александр Емельянович

профессор СПб. духовной академии; † 30 окт. 1887 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое светилин александр емельянович
Значение слова светилин александр емельянович
Что означает светилин александр емельянович
Толкование слова светилин александр емельянович
Определение термина светилин александр емельянович
svetilin aleksandr emelyanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):