Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - танеев сергей иванович

Танеев сергей иванович

(род. в 1856 г.) — известный панист-виртуоз и композитор. Изучал в Московской консерватории игру на фортепиано у Н. Рубинштейна, теорию у Чайковского. Окончив курс, концертировал во многих городах России. Был профессором (по кафедре специальной теории композиции), потом некоторое время директором Моск. консерватории. Написал квартеты, увертюру, оперу "Орестейя", поставленную в Петербурге в 1895 г., и проч. Наибольшей популярностью пользуется его камерная музыка.

{Брокгауз}



Танеев, Сергей Иванович

— род. 13 ноября 1856 во Владимирской губ. Сын чиновника, рано стал учиться музыке. 10-ти лет (1866) поступил в московскую консерваторию (по фортепианному классу Лангера). Благодаря настояниям директора консерватории Н. Рубинштейна, родители, хотевшие 1869 принять мальчика-гимназиста из консерватории, оставили его там, заменив гимназические занятия домашними. В консерватории Т. изучал игру на фп. у Рубинштейна и теорию музыки у Губерта (формы, фуга) и Чайковского (гармония, инструментовка, свободное сочинение). В 1875 Т. окончил консерваторию с большой золотой медалью (первою с основания консерватории); в 1876 концертировал по России (с Ауэром), в 1877—78 жил в Париже, концертировал в остзейских провинциях (1878) и в том же году приглашен был в московскую консерваторию профессором гармонии и инструментовки на место ушедшего Чайковского. В конце 1880—81 Т. взял на себя также класс фп. (после ухода Клиндворта и смерти Н. Рубинштейна), которым и руководил по 1887—88. По уходе Губерта в начале 1883 Т. стал преподавать свободное сочинение (по 1887—88); в настоящее время Т. преподает только контрапункт (с 1888), фугу (с 1891) и формы сочинения (с 1897). По уходе Губерта Т. состоял директором консерватории в 1885—89, руководя в то же время классами хоровым и оркестровым. За время директорства, Т. удалось, благодаря увеличению стипендий по духовым инструментам, добиться организации полного ученического оркестра (1888). Количество учащихся, вследствие более строгого подбора, при нем уменьшилось, но дефициты уничтожились. Как пианист Т. теперь почти не выступает. Впервые он выступил публично в Москве 1875 в концертах И. Р. М. О. Уже тогда он обнаружил ту зрелость, стильность и художественную объективность передачи, которые и впоследствии, еще более развившись, составили характерную особенность Т. как пианиста. Т. между прочим явился первым исполнителем В-moll'ного концерта Чайковского (1875), его же фортепианной фантазии (1884), фортепианного трио (1882) и посмертного концерта Es-dur (1896); за промежуток 1875—96 гг. неоднократно выступал в концертах И. Р. М. О. в Москве, а также СПб., Харькове, Нижнем Новгороде и др. Как преподаватель Т. отличается редкой энергией, знанием дела и систематичностью; очень большое внимание уделяется им (отчасти под влиянием Лароша) при преподавании изучению старинных мастеров и строгого стиля. Это один из лучших современных знатоков контрапункта, и не только в прикладной области преподавания и композиции, но и в области теоретического исследования. Сочинения Т. отличаются мастерством тематического развития и богатством голосоведения. Наиболее известны из них камерные сочинения. Первое публично исполненное сочинение Т. относится к 1880 (хор с оркестром "Я памятник себе" при открытии памятника Пушкину), первое напечатанное к 1881 (3 мужских хора). Изданы: А. Для оркестра: 1-я симфония C-moll op. 12, 1902 (собственно 4-я, см. ниже). В. Для камерного ансамбля — 5 струнных квартетов: В-moll (op. 4), C-dur (op. 5), D-moll (op. 7), А-moll (op. 11), А-dur (op. 13). C. Опера "Opeстея", трилогия (в 8 картинах) по Эсхилу, либретто А. Венкстерна; писалась больше 10 лет, издана в 1894 (литограф.) и в исправленном виде, в 1898 (партитура и клавираусц. на языках рус., нем. и франц.); шла в СПб. на Мариинской сцене 1895. D. Кантата "Иоанн Дамаскин" для хора, солистов и орк. (1884). Е. Хоры: 3 мужских на слова Фета, 2 мужских в сборнике Альбрехта, "Восход солнца" для смешанного хора и др. По смерти Чайковского Т. закончил и инструментовал его "Andante и финал" (для фп. с оркестром) и дуэт "Ромео и Юлия"; он переложил также для фп. в 2 и 4 руки многие сочинения Чайковского (симфонии 4-я и 5-я, клавиры "Иоланты" и "Щелкунчика" и др.), Глазунова (5-я симфония) и Аренского (симфон.). В рукописи: симфонии 1-я, 2-я (неоконч.) и третья d-moll (исп. 1885, Москва); увертюра C-dur на рус. темы (исп. 1882); струнное трио; квартеты Es-dur (исп. 1881), C-dur (исп. 1882), 3-й; романсы и др. В рукописи также долженствующее скоро выйти на рус. и нем. языках исследование, плод многолетних изысканий: "Подвижной контрапункт строгого письма" (2 части). Кроме того, изданы переведенные Т. книги Бусслера: "Учебник форм" (1883, вместе с Кашкиным) и "Строгий стиль" (1885).

{Риман}



Танеев, Сергей Иванович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое танеев сергей иванович
Значение слова танеев сергей иванович
Что означает танеев сергей иванович
Толкование слова танеев сергей иванович
Определение термина танеев сергей иванович
taneev sergey ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):